Эксперты Домодедово прогнозируют преодоление кризиса в российском туризме уже в 2017 году

Турпром 25.05.2016 15:55
Просмотров: 3366

«Кризис это возможности» и «спад меньше, чем мог бы быть» - таковы основные постулаты в оценке текущей ситуации с туризмом и авиаперевозкой, озвученные в среду на традиционном форуме Домодедово «Туристические маршруты. Осень-зима 2016/2017». Все отмеченные тенденции туррынку хорошо известны – внутренний и въездной туризм растут, международный падает (однако в два раза «медленнее», чем основная его причина – курс доллара). Специфически «авиационным» трендом можно назвать значительно большее воздействие неблагоприятных факторов на региональную авиаперевозку, в то время как аэропорты МАУ практически не потеряли в объемах и постепенно занимают все большую долю в общем объёме российских перевозок. В целом эксперты Домодедово настроены вынуждено-оптимистично, и рассчитывают, что кризис может быть преодолен к следующему летнему сезону за счет развития туристической инфраструктуры России, роста российской экономики, развития новых рынков и возможного снятия ограничений на полеты.

«В первом квартале 2016 года пассажиропоток упал на 7%. Основные причины этого проявились ещё осенью прошлого года – это, последовательно, уход «Трансаэро», закрытие Египта, а за ним и Турции. На этом фоне результат в -7% не так уж и плох», - оценил директор по авиационному маркетингу Домодедово Вячеслав Грушин. Кроме того, по словам эксперта, при сравнении с предыдущим кризисом 2008-2009 года оказывается, что рост курса в 2015-2016 составил 59%, а это в два раза выше, чем в предыдущий кризис, однако динамика авиаперевозок оказалась на этот раз лучше.

«В ноябре авиакомпании достаточно резко переместили провозные емкости на внутренний рынок. При этом перелеты в целом стали дешевле, чем в 2013 году», - отметил Вячеслав Грушин. Лидером по приросту на внутреннем рынке за 2015-2016 годы ожидаемо стал Симферополь – туда объем вырос практически в два раза. Далее следует Сочи – на 36%. Причем в горнолыжный сезон рост перевозок по маршруту Москва – Сочи вообще достиг 41%.

На международном рынке ожидаемо фиксируется спад – пока минус 31%, и в целом выездной турпоток снизился до 12.1 млн пассажиров с 17.6 млн в 2014 году. «Однако этот спад в два раза меньше, чем падение курса рубля за тот же период», - подчеркнул Вячеслав Грушин. При этом, по его словам, наиболее пострадавшими оказались дальнемагистральные направления – ещё на осеннем форуме прогнозировалось, что уход «Трансаэро» окажется критичен для таких направлений, в основном туристических, для которых после банкротства перевозчика просто не окажется достаточно бортов, способных к беспосадочным перелетам на такие расстояния. Так и случилось: Канкун потерял 25% объемов перевозки, а такие направления как Маврикий и Санья были потеряны практически на 100%. В целом объемы по зимнему пляжному отдыху упали на 23%, что связано в первую очередь с закрытием Египта, а также отменой дальнемагистральных направлений.

При этом въездной туризм продемонстрировал рост – с 2.6 млн пассажиров до 2.9 млн. «Генерирует» прирост в основном Китай и другие азиатские страны, однако есть прирост и из Израиля, Испании, Германии и ряда других европейских стран. В целом въездной туризм составляет примерно 25% из всего «фиксируемого» в статистике Домодедово турпотока.

Отметим, что для аэропортов Московского авиаузла (МАУ) кризис объемов авиаперевозки оказался менее существенным, чем для региональных аэропортов – наблюдается явная переориентация турпотоков на Москву как главный хаб страны. Так, аэропорты МАУ приняли всего 24.8 млн. пассажиров, почти не изменившись по сравнению с прошлым годом, в то время как в регионах этот показатель упал с 7.3 до 5.5. В итоге на данный момент доля МАУ составляет примерно 80% всех авиаперевозок, а если добавить петербургское Пулково, то на «столичные» аэропорты придется более 90%.

«Летом 2017 года произойдет восстановление пассажиропотока аэропортов России, после чего ожидается рост на уровне 4.8% в год. Восстановление может произойти за счет развития туристической инфраструктуры России, роста российской экономики, развития новых рынков и возможного снятия ограничений на полеты», - резюмировал Вячеслав Грушин. А пока турбизнесу необходимо оказывать поддержку – её методами поделились представители министерств по туризму и дипкорпуса Израиля, Доминиканы, Индии и претендующей на выход на российский рынок Албании.

В свою очередь Вячеслав Грушин отметил, что и сам аэропорт Домодедово не сворачивает своих вложений в инфраструктуру – за счет личных средств аэропорта идет обновление и расширение действующих мощностей Домодедово. А за счет федерального бюджета к 2018 году планируется постройка второй взлетной полосы аэропорта.

Источник: Турпром
Комментарии