Нащупал ли российский туристический рынок «дно кризиса»? Мнение экспертов

Турпром 01.04.2016 17:08
Просмотров: 4923

Российский туристический рынок находится в ситуации глобальных изменений. Туроператоры в один голос заявляют, что внутрироссийские направления набирают всё большую популярность среди туристов, а нестабильная экономическая система и напряженная геополитическая обстановка в мире не позволяют давать уверенные прогнозы на предстоящий сезон по выездным направлениям. В итоге, по мнению большинства экспертов, говорить о том, что «дно» кризиса пройдено, пока не приходится, поскольку ситуация на российском рынке остается крайне напряженной. Дополнительными и сильными стрессами для многих участников рынка стали запреты Турции и Египта, а также банкротство «Трансаэро», что ускорило перераспределение турпотоков, а в ближайшем будущем приведёт и к смене лидеров среди туроператоров.

«Для разных туроператоров ситуация развивается по-разному. Думаю, что сейчас тяжелее всего приходится компаниям с турецкими корнями, которые потеряли два основных рынка: египетский и турецкий, причем последний, скорее всего, утрачен надолго. Поэтому для таких компаний ситуация сейчас более тяжелая. Однако для других туроператоров, полагаю, дно было пройдено еще прошлой осенью после того, как компании с турецкими корнями, а также те, кто плотно работал с «Трансаэро», начали сокращать свои объемы. На этом фоне некоторые, в том числе «Русский Экспресс», отметили рост», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Тарас Кобищанов, гендиректор туроператора «Русский Экспресс». При этом эксперт подчеркнул, что говорить о каких-либо прогнозах на предстоящий сезон очень сложно, поскольку ситуация на рынке очень волатильная и зависит от множества факторов: внешняя политика, цен на нефть, покупательская способность населения и многое другое.

«Оптимистичные ожидания коллег связаны с приближающимся летним сезоном и активизацией бронирования. На фоне сокращения предложения из-за выбытия из продаж Египта и Турции, дефицита ликвидного продукта на внутреннем рынке, а также принимая во внимание естественный рост спроса перед летним сезоном, у коллег вполне может сложиться ощущение, что дно пройдено и рынок пошел в рост», - говорит Сергей Толчин, директор по продажам «НТК Интурист». По его словам, принимая во внимание макроэкономические факторы, навозную внешнеполитическую обстановку, волатильность финансовых рынков, террористическую угрозу и другие факторы, следует понимать, что текущий баланс рынка очень хрупок и может оказаться ловушкой для тех, кто не будет проявлять достаточную осторожность в планировании.

Аналогичных взглядов придерживается и Татьяна Ванд, гендиректор туроператора «Ванд». По ее словам, пик кризиса напрямую связан с внешней политикой, поэтому говорить о том, что ситуация стабилизируется, ещё рано. «К сожалению, курс рубля скачет как сумасшедший, и я уверена, что ни один здравомыслящий человек не сможет сказать, какой он будет завтра, даже если внешняя политика будет спокойной, а нефть будет расти в цене. Если ситуацию на сегодня воспринимать как «дно», то оживление по зарубежному выезду действительно есть, но до уровня 2015 года оно явно не дотягивает», - отметила эксперт.

Впрочем, по словам гендиректора «Русского Экспресса», события конца прошлого года некоторым компаниям все-таки сыграли на руку. «Думаю, что с учетом падения курса рубля и снижения покупательской способности населения, закрытие Турции и Египта позволит сохранить другие зарубежные направления на уровне прошлого года. При этом очевидно, что ожидания некоторых зарубежных туристических офисов по поводу того, что теперь 2 или 3 миллиона россиян приедут к ним – иллюзия. На самом же деле это позволит остальным направлениям отыграть лишь падение покупательской способности и низкий курс рубля. При этом, думаю, что некоторые страны отметят рост в 10-20%, а некоторые сохранят прошлогодние показатели», - пояснил Тарас Кобищанов.

Стоит отметить, что если в отношении вопроса о кризисе мнения экспертов разошлись, то говоря о тенденциях этого года, все отметили стремительную переориентацию россиян на отечественные курорты. «Сейчас наш народ благодаря государственной рекламе сориентирован на российские Сочи и Крым, поток серьезно увеличивается, но надо понимать, что россиянину для внутренних путешествий турагентство не нужно!», - отметила Татьяна Ванд. По ее словам, наши соотечественники, выбирая внутрироссийский отдых, предпочитают не обращаться в туристические компании, а бронировать всё самостоятельно. «Правда, дешевый демпинговый турпакет с авиабилетом туристы будут покупать все-таки в турагентстве. Но мы с вами знаем, к чему приводит такая политика туроператоров... Я бы советовала туристу не покупать дешевые турпакеты, но, к сожалению, объяснять бесполезно! Опять же, это наш российский менталитет, а государству совершенно не важно, кто, что и за сколько продает», - добавила Татьяна Ванд.

При этом еще одним трендом наступающего лета стала тенденция оттока туристов в частный сектор на зарубежных направлениях, в первую очередь, в Болгарии, Черногории и Италии. «Хорошую стабильность показывает высокий сегмент: дорогие виллы, отели – они, конечно, потеряли часть наших чиновников и силовиков, которые не могут сейчас отдыхать за границей, но те, у кого были деньги, чтобы отдыхать за 100 или 50 тысяч долларов, по-прежнему готовы тратить значительные суммы на свой отпуск», - резюмировал Тарас Кобищанов.

Источник: Турпром
Комментарии