Эксперты: «от безысходности» внутренний туризм не разовьется

Турпром 23.11.2015 16:47
Просмотров: 3970

Высказываемые разнообразными чиновниками надежды на то, что ситуация на выездном рынке окажется дополнительным плюсом для развития внутреннего туризма, эксперты турбизнеса единогласно подвергают сомнению. По оценке туроператоров, на наиболее популярных российских курортах прирост турпотока в сезон фактически достиг «потолка», так как качественные и востребованные туристами отели работают на пределе своих возможностей, а расширение оказывается проблематичным из-за низкой инвестиционной привлекательности. При этом, как отмечают эксперты, не стоит считать, что проблемы выездного туризма никак не сказываются на внутреннем: вопрос не только в экономической ситуации – снижение платежеспособности сказывается равно на всех видах туризма, но и в том, что все сложности на выездном рынке «рикошетом» сказываются на внутреннем, так как на обоих рынках функционируют практически одни и те же турагентства и туроператоры.

«Более 80% крупных российских туроператоров, работающих на международном рынке, переориентировались, чтобы сохранить свой бизнес, на внутренний турпоток. Однако это вынужденная мера», - заявил в интервью ТАСС вице-президент и руководитель комитета по внутреннему туризму АТОР Илья Уманский. Эксперт отмечает, что для «выездного» туриста туристская инфраструктура и уровень сервиса в России представляются «недоразвитыми» и не могут конкурировать с заграницей. Причем, хотя местные власти и делают попытки облагородить курорты, есть очень хорошие санатории, такие как санаторий Родник в Анапе, но многие считают, что турпоток прирос «от некой безысходности» и при малейшем изменении ситуации «потечет» обратно за рубеж.

По словам Ильи Уманского, решать эту задачу необходимо совместными усилиями турбизнеса и хотельеров. «У гостиничного бизнеса невысокая рентабельность. Из-за кризиса сейчас мало инвесторов, которые хотели бы вкладывать средства в строительство новых отелей. Поэтому, если власть займется созданием условий для привлечения инвесторов на российские курорты, там появится конкуренция между гостиницами, будет развиваться туристская инфраструктура», - отметил Илья Уманский. По его словам, по такому пути когда-то пошла Турция, и результаты этого пути прекрасно знает вся туриндустрия.

«Среди основных проблем внутреннего туризма в первую очередь можно выделить низкую инвестиционную привлекательность», - подтвердила и Оксана Булах, коммерческий директор «Алеана». Фактически именно эта проблема при приложении некоторых усилий наиболее легко поддается корректировке, так как с другими проблемами - коротким сезоном и связанной с ним неравномерностью турпотока что-либо сделать довольно трудно. При этом, по оценке эксперта, уже в текущем сезоне стало понятно, что расти внутреннему турпотоку практически некуда: достаточно качественные и готовые работать с «выездными» туристами отели функционируют на пределе своих возможностей. «Туристы есть, а качественной инфраструктуры, готовой их принять, мало. К тому же далеко не все из российских отелей заинтересованы в работе с турбизнесом: мы видим, что процент прямых продаж продолжает расти. Фактически, заинтересованность в туроператорах и турагентах высказывают только отели Имеретинской бухты, которым надо продвинуться на рынке», - рассказала Оксана Булах.

При этом, по оценке эксперта, появились в этом году и положительные стороны – власть наконец-то проявила заинтересованность в туризме, предпринимается реклама курортов, да и патриотизм на подъеме. «Однако если исходить из реалий, то можно однозначно утверждать, что такого прироста турпотока, как в этом сезоне, в будущем уже не будет. В любом случае, надо что-то придумывать, чтобы оставить туристов в России», - пояснила Оксана Булах.

«Все будет зависеть от реального состояния экономики и доходов туристов. Если ситуация будет нестабильной, доходы будут падать, то вкладываться в отдых не будет никто, сбережения будут «проедаться». В секторе внутреннего туризма тоже растут цены, так как дорожают составляющие продукта, поэтому надеяться на рост можно только при стабильной экономике», - отметил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» еще одну сторону проблемы Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». Эксперт также подчеркнул, что статистика прироста турпотока отчасти лукавит, неверно учитывая миграцию туристов между различными курортами. Например, между Крымом и Краснодарским краем: в прошлом сезоне за их счет «выиграла» Анапа, в этом – Крым. «В целом по нашим российским направлениям за сезон прибыль и убыль туристов в целом приблизительно уравновесились, так что особого прироста мы не заметили. На фоне проблем выездных туроператоров все неплохо, но на самом деле радоваться нечему», - отметил Сергей Ромашкин. Кроме того, нервозная обстановка на туристическом рынке в целом, по оценке эксперта, всегда сказывается и на внутреннем туризме, так как зачастую туры продают одни и те же турагентства. Например, пик проблем «Трансаэро» косвенным образом негативно сказался на продажах любых туров: агентствам в тот момент просто было не до новых продаж

«Внутренний туризм должен развиваться в условиях здоровой конкуренции, а не от безысходности», - в итоге высказал общую позицию турбизнеса Илья Уманский.

Источник: Турпром
Комментарии