Центробанк разочарован неэффективностью фингарантий туроператоров, предлагая их заменить добровольным страхованием ответственности

Турпром 19.11.2015 13:43
Просмотров: 2215

О своем «разочаровании» результатами применения «вмененных видов страхования», в том числе страхования ответственности туроператоров, заявил зампредседателя Банка России Владимир Чистюхин. Напомним, что эту точку зрения турбизнес пытался «донести» до законодателей и регулятора туротрасли неоднократно, последний раз такие попытки предпринимались после «наглядного доказательства» неэффективности института фингарантий, которым стали веерные банкротства 2014 года.

«Невозможно заставить страховщиков страховать непрозрачный бизнес, риски которого они не могут оценить. Одновременно законодательство вменяет в обязанность бизнесу страховать ответственность и использовать другие финансовые гарантии», - заявил представитель регулятора. По его словам, более эффективной представляется модель добровольного страхования ответственности при обязательном раскрытии информации для потребителей.

Данную точку зрения, что логично, поддержал Российский Союз Туриндустрии (РСТ). «Туроператоры-банкроты 2014 практически все не смогли выплатить туристам полную компенсацию за несостоявшиеся туры, большинству просто не хватило страховых денег. Причем не только тем, кто при оформлении фингарантий постарался минимизировать их объем, но и тем, у кого эта сумма казалась весьма приличной. «Нева» была застрахована на 454 миллиона 200 тыс. рублей, но её клиенты получили максимум по 15% от стоимости тура, да и то, далеко не все. Туристы «Лабиринта» в качестве компенсации получали суммы в смехотворном размере 2-2.5 тыс. рублей. То есть, механизм фингарантий в этих случаях вообще не работал», - прокомментировала пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. В свою очередь, «солидные» страховщики после лета 2014 избегают туррынка, так как не готовы взять на себя туроператорские риски, тем более что не могут перестраховать такие суммы.

«Когда мы пришли в отрасль в 2007 году, мы готовы были страховать исключительно банкротства туроператоров. Теперь, когда компании приостанавливают деятельность по собственным причинам, мы не видим вообще возможности страховать их ответственность. Кроме того, эта сфера приносила прибыль страховщикам только на начальном этапе, и уже с 2008 года она приносит страховщикам исключительно убытки», - рассказала ранее корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Юлия Алчеева, исполнительный директор страховой компании «ERV». По данным страховщиков, к концу 2014 года массовое банкротство туроператоров привело страховые компании к потерям более 4 млрд рублей. «Такая ситуация вынудит туроператоров пойти на риск и обслуживаться у менее надёжных страховых компаний. Однако даже таких страховщиков, желающих взаимодействовать с туррынком, практически не осталось», - дополнила Юлия Алчеева.

Однако без фингарантий сведения о туроператоре не вносятся в единый федеральный реестр, то есть он не имеет права заниматься операторской деятельностью. В итоге на туррынок приходят очередные сомнительные «Возрождения», которые либо банкротятся вслед за туроператорами, либо теряют лицензию, так как Центробанк «обнаруживает» их несостоятельность.

Еще в конце 2014 года Всероссийский Союз Страховщиков (ВСС) просил туристическое сообщество поддержать идею исключение из закона о туризме нормы об обеспечении фингарантий туроператора с помощью страхового покрытия, сообщает пресс-служба ВСС. Соответствующие письма были направлены в объединение «Турпомощь», Ассоциацию туроператоров России (АТОР) и Российский союз туриндустрии (РСТ). Кроме того такое же обращение поступило от страховщиков в Госдуму, Банк России, Минкультуры, Ростуризм и Минфин. По мнению страховщиков, поскольку законопроект предполагает создание нового дополнительного фонда персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма, при сохранении компенсационного фонда для оказания экстренной помощи туристам и увеличении размера отчислений в него, отказ от финобеспечения не ухудшит положения туристов.

«И в то же время это снизит финансовую нагрузку на туроператоров, что не менее актуально в кризисной для них ситуации, - говорится в обращении. - Эти меры повысят ответственность турбизнеса за результаты своей деятельности и обеспечат наличие денежных средств для компенсации пострадавшим туристам».

В свою очередь, эксперты турбизнеса уже неоднократно предлагали вернуться к идее защиты туристов, изначально предложенной при разработке фингарантий. «Самое разумное – это страхование каждого проданного тура, наподобие медицинского страхования туристов или ОСАГо для автолюбителей. В этом случае при покупке тура туристу сразу выписывается страховка от его неисполнения со стороны туроператора или авиакомпании. При таком механизме отпали бы все проблемы как с компенсациями пострадавшим туристам, так и с возвратом на родину тех, кто по вине туроператоров застрял за границей», – ранее рассказал Алексей Цыганов, коммерческий директор туроператора «Атлантис Лайн».

Эксперт уверен, что техническая реализация этой идеи будет несложной. «У всех крупных страховых компаний есть круглосуточные колл-центры, а также проверенные партнёры-ассистенты за рубежом. И если туриста не заселяют в гостиницу согласно ваучеру туроператора, ссылаясь на неоплату, то страховщик через своего ассистента просто оплачивает эти расходы согласно страховке, а уже потом разбирается по этому случаю с туроператором. Аналогично улаживается проблема и с перелетами. При таком механизме решаются все те проблемы, которые не могут решить современные институты по защите туристов – система фингарантий. Ведь фингарантии сейчас совершенно не гарантируют, хватит ли их на покрытие всех претензий со стороны пострадавших туристов, т.к. размер фингарантий не привязан к реальному обороту туроператора, да и привязать их нереально в техническом плане. Более того, даже если они номинально и могут покрыть все претензии, опыт показывает, что получить их туристам удаётся далеко не всегда: страховщикам проще обанкротиться, чем выплачивать столь огромные суммы, а на перестраховку своих рисков идут далеко не все – в целях банальной экономии», - считает г-н Цыганов.

Источник: Турпром
Комментарии