Северо-западное отделение РСТ подводит итоги туристского сезона 2015

Турпром 17.11.2015 11:30
Просмотров: 3531

«Сезон великого перелома» - так оценили итоги летнего сезона 2015 в Северо-западном региональном отделении РСТ. С одной стороны, путешествия по своей стране стали по-настоящему интересны россиянам и получили системную информационную поддержку государства, с другое – въездной туризм продолжает «лихорадить» второй год, и последствия этой «лихорадки» могут быть плачевны как для поредевшего операторского, так и для агентского сегментов.

Так, как сообщили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» в пресс-службе СЗРО РСТ, за первое полугодие 2015 г. количество иностранных туристов, посетивших город, снизилось на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время рост числа российских туристов в Санкт-Петербурге за это же время составил порядка 20%. .

Падение интереса к международным авиаперевозкам наряду с интенсификацией авиасообщения между регионами страны отмечают в аэропорту «Пулково»: за 9 месяцев текущего года пассажиропоток воздушной гавани снизился на 3,8% к аналогичному периоду 2014 г. и составил 10 млн. 850 тыс. человек. По итогам трех кварталов года в пятерку самых популярных зарубежных направлений вошли Анталья (Турция), Франкфурт-на-Майне (Германия), Париж (Франция), Хургада (Египет), Ларнака (Кипр). Среди российских дестинаций лидируют Москва, Симферополь, Сочи, Калининград и Архангельск.

При этом, несмотря на непростые экономические условия, за январь-август 2015 г. прямые рейсы связали Санкт-Петербург с восемью зарубежными городами, среди которых Малага, Брюссель, Неаполь, Вильнюс, Тбилиси, Урумчи, Шанхай. Ряд европейских направлений за 8 месяцев 2015 г. показал прирост пассажиропотока и может рассматриваться как довольно перспективный с точки зрения. в том числе, и въездного туризма. На 100% выросли потоки между Петербургом и Бельгией, Литвой; на 51% - Белоруссией; на 33% - Норвегией; положительная динамика у Финляндии и, на удивление, Польши. Самое значительное снижение по Европе на датском направлении (-46%). Однако лидируют во въездном пассажиропотоке, бесспорно, Азия и Ближний Восток. На 62% за январь-август этого года увеличился пассажиропоток на линиях Петербург – Китай, почти на треть возросли показатели Кореи, а Иран, несмотря на относительно скромные цифры в 8.232 пассажира, вырос на рекордные 165%. Что интересно, китайские туристы «обеспечивают» и ж/д сообщение. Суммарно спрос на групповые (туристские) перевозки за 9 месяцев текущего года превысил прошлогодний показатель в 4 раза – с 14 до 56 тысяч пассажиров. Отечественные тургруппы  на втором месте с долей 16% от общего пассажиропотока, а первое место занимают китайские туристы – 44%.

Позитивную динамику, в том числе финансовую, отмечает и Пассажирский порт Санкт-Петербург. В летнюю пассажирскую навигацию, которая в этом году продлилась со 2 мая по 19 октября, гавань приняла 223 круизных и 6 паромных судов. Общее количество туристов, прибывших в Северную столицу морем, составило почти 492 тыс. человек – по сравнению с показателями 2014 г. это рост на 2%. В следующем году Пассажирский порт планирует принять сразу 10 новых судов, включая крупнейшее круизное судно, планируемое к заходу, - «MSC Fantasia» круизной компании MSC Cruises S.A. длиной 333 метра.

Санкт-Петербург популярен и как порт начала речных круизов по России – как отмечает коммерческий директор «ВодоходЪ» Андрей Смолин, в Северо-Западном регионе компания перевезла в 2015 г. на круизных теплоходов на 15% больше туристов, чем в предыдущем. С точки зрения российской географии это прежде всего москвичи и петербуржцы, а также жители Карелии, Мурманской, Архангельской и Псковской областей. В числе иностранных любителей круизов – граждане Франции, США, Германии, Испании, Финляндии, Китая, Португалии, Японии, стран Скандинавии. Они в основном путешествуют по маршрутам между Санкт-Петербургом и Москвой.

Что касается выездного турпотока, то еще до самых громких событий этой осени – банкротства «Трансаэро» и закрытия Египта, в связи с высоким курсом зарубежных валют снизился на 20-50% в зависимости от направления.

 «В целом за 9  месяцев этого года мы обслужили на 15% меньше туристов, чем в предыдущем. Чаще всего клиенты запрашивали Турцию, Грецию, Италию, Кипр, ОАЭ, Таиланд, Черногорию, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Хорватию, - оценил генеральный директор компании «Совет по туризму» Сергей Ткаченко. – Наибольший спад произошел по европейским направлениям – Испании, Франции, Великобритании. Примерно на уровне прошлого года остались Турция и Греция». Значительный спад из-за террористических актов, направленных против туристов, отмечен и по Тунису.

Практически исчез спрос на сложные комбинированные туры по летней Скандинавии и Прибалтике. В первом случае это объясняется дороговизной даже на фоне других стран еврозоны, во втором, помимо курса, - риторикой прибалтийских правительств, которая препятствует развитию местной туриндустрии. С другой стороны, в ассортименте петербургских туроператоров все чаще появляется Сербия – более чем дружественная к российскому народу страна с богатым исторически прошлым, динамичной урбанизированной столицей Белградом и отличными возможностями гастрономического туризма. Спрос на экскурсионно-познавательные поездки по Финляндии сроком 1-2 дня остался примерно на уровне прошлого года, хотя общий поток въезжающих в соседнюю страну россиян упал – скажем, в мае количество ночевок россиян в Финляндии снизилось практически на 40% к аналогичному периоду прошлого года.

В сложных экономических условиях турист, все-таки решившийся на поездку за рубеж, меняет свою потребительскую модель. Он перестает бронировать туры загодя (сейчас условная средняя глубина бронирования – месяц), готов на уменьшение «звездности» отеля относительно планируемой изначально и сокращение продолжительности отдыха. При этом по прогнозам экспертов сокращение продолжится и в зимнем сезоне

Что касается внутреннего туризма, то туроператоры Петербурга отмечают увеличение продаж Крыма и курортов Краснодарского края – некоторые компании зафиксировали троекратный прирост. Особенно заметно увеличился спрос на пакетные туры. Это новая категория туристов – бывшие «завсегдатаи» массовых зарубежных направлений, которые по разным причинам переориентировались на внутренний рынок. Требования таких туристов выше традиционных – они предпочитают отели систем «все включено» и «частично все включено», санатории и пансионаты с лечением. Продолжительность поездки на отдых – от 7 до 14 дней, на лечение – от 14 до 21 дня.

Другие регионы России оказались не обделены вниманием жителей Северной столицы – в среднем фирмы фиксируют увеличение продаж в диапазоне от 20% до 50%. Среди регионов – в первую очередь ближайшие Ленинградская область, Карелия. Из «дальних» направлений можно выделить Калининград. Участники рынка ожидают, что и в зимнем сезоне внутренний туризм из Санкт-Петербурга продемонстрирует рост: уже сейчас на наиболее приличных горнолыжных курортах страны очень высокие показатели бронирования. Но и культурно-познавательный сегмент должен увеличиться примерно на 20% по отношению к зиме предыдущего года.

Кроме того, рост внутреннего туризма принес новых туристов и Санкт-Петербургу. Все ведущие музеи и достопримечательности Петербурга и пригородов отмечают существенный рост турпотока за 9 месяцев текущего года. Так, за январь-сентябрь 2015 г. Государственный Эрмитаж посетили по договорам с туристскими фирмами 903.770 человек, что на 22,3% выше показателей аналогичного периода. «Впервые по количеству посетителей Государственного Эрмитажа в составе организованных тургрупп лидируют туристы из Китая – 187.526 человек за 9 месяцев. Это практически на 100 тыс. человек больше цифры аналогичного периода прошлого года», - подчеркивает начальник сектора туризма и специальных программ музея Ольга Архипова. В десятке лидеров, кроме Китая, по-прежнему граждане США, Испании, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Японии и Кореи. К ним добавились и жители далекой Австралии – свыше 20 тыс. организованных туристов.

Количество посетителей на всех объектах Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» за три квартала года выросло на 16% и составило 3 млн. 161 тыс. человек, из них 1,8 млн. посетили комплекс в высокий сезон. «Особым нашим достижением считаем то, что музей открыт для посетителей на протяжении всего высокого сезона в ночное и вечернее время», - отмечает директор музея Николай Буров. Среди иностранных посетителей музея-памятника лидируют граждане Германии, США, Испании, Китая, Франции, Японии и Италии.

Прирост турпотока отметил также Русский музей – на 15%, Государственный музей истории Санкт-Петербурга: если в прошлом году с января по сентябрь музей посетили 2 млн. 206 тыс. человек, то в этом году цифра возросла до 2 млн. 253 тыс., причем большинство туристских групп были из Китая.

Также отмечают прирост и известные «музейные» пригороды: с января по сентябрь 2015 г. Государственный музей-заповедник «Петергоф» посетили 4 млн. 992,5 тыс. туристов, что на 3,15% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 4,9 млн. туристов «Петергоф» принял с апреля по сентябрь. В лидерах по числу туристов – Китай, Германия и Франция.

За три квартала 2015 г. экспозиции Государственного музея-заповедника «Царское Село» посетили 3 млн. 191,5 тыс. человек, что на 575 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года. 3 млн. посетителей музей принял с мая по сентябрь включительно, при этом значительно возросло число туристов из Китая.

За 9 месяцев текущего года Государственный музей-заповедник «Гатчина» посетили свыше 230 тыс. человек, что на 5% больше аналогичного периода 2014 г. На Дворцовой ферме в парке Сильвия появились новые инсталляции, а в октябре в Гатчинском парке после реставрации была открыта Колонна Орла конца XVIII в.

Отели и туристские компании Санкт-Петербурга, специализирующиеся на приеме российских и иностранных туристов, также отмечают значительный рост внутреннего рынка. Но поскольку многие показатели въездного туризма пока не дотягивают до «предсанкционных», их оптимизм можно назвать осторожным. Так, опрошенные отели оценили свою загрузку за 9 месяцев текущего года в диапазоне от 55% до 85%, причем более высокую загрузку демонстрировали средства размещения класса 4* и 5*. При этом именно российский поток вырос ощутимо – примерно на 20%. Никаких сюрпризов в отношении наиболее загруженных месяцев не произошло – ими по-прежнему остаются июнь-август, частично сентябрь.

Средний срок пребывания жителей России в Санкт-Петербурге – 3-4 дня, однако сейчас наблюдается тенденция к его увеличению до 6-8 и даже 10 дней, если это жители отдаленных регионов.

В числе основных проблем, препятствующих росту въездного и внутреннего туристских потоков, руководители принимающих туроператоров отметили: визовые сложности (в частности, введение в Великобритании и Дании дактилоскопии для получения российской визы); ярко выраженную сезонность и, вследствие этого, дороговизну турпродукта; концентрацию достопримечательностей в центре города и нескольких пригородах, что обостряет транспортную обстановку; сложности при взаимодействии с музеями (высокие цены, несовершенство или отсутствие систем бронирования нарядов, ограниченная пропускная способность); правила перевозки детских групп автобусным и железнодорожным транспортом, делающие школьный турпродукт неоправданно дорогим; отсутствие стратегии комплексного продвижения Петербурга за рубежом и недостатки системы туристской ориентирующей информации.

Источник: Турпром
Комментарии