Россия опробует израильскую схему безопасности туристов в зарубежных аэропортах

Турпром 13.11.2015 12:09
Просмотров: 1575

Дополнительный контроль авиационной безопасности туристов с помощью отечественных структур могут начать внедрять спецслужбы России. Подобные меры обеспечения безопасности своих пассажиров давно применяет Израиль. По оценке экспертов, если новые меры будут приняты, это может повысить стоимость авиабилетов примерно на $20.

Данное предложение было выдвинуто на совещании по вопросам авиационной безопасности у директора ФСБ Александра Бортникова.  Причиной для совещания, естественно, стала катастрофа Airbus А321 «Когалымавиа» 31 октября на севере Синайского полуострова. «Возникли серьезные вопросы к реальному, а не формальному соблюдению рядом стран требований авиабезопасности, прописанных в регламенте IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта)», - цитирует «Коммерсант» свои источники, знаковые с повесткой совещания.

Судя по всему, реализовать данную схему планируется следующим образом. В первую очередь, предполагается ранжировать по степени риска террористической угрозы. Как следствие, перелеты в те страны, которые получат «красный» уровень, т.е. в которых недавно совершались теракты, будут ограничены. Напомним, что авиасообщение с Египтом после катастрофы лайнера над Синаем закрыто полностью – перелеты осуществляются только для вывоза туристов. Причем, как официально объявил министр транспорта Максим Соколов, основным критерием «открытия» египетского направления, станет введение Египтом «мер безопасности международного уровня», а также окончательное выяснение причин катастрофы А321.

Среди потенциально опасных стран названы регионы Ближнего Востока и Центральной Азии, а также Израиль. «Страна, включенная в список запретов на полеты, может обратиться к российским властям с просьбой возобновить сообщение. Но это возможно только в случае выполнения определенных условий», - пояснил газете член думского комитета по обороне Максим Шингаркин. В частности, в таких случаях можно ввести израильскую схему: в аэропортах этих стран могли бы присутствовать российские представители служб авиационной безопасности.

Проблема в том, что, по оценке эксперта, принятая на данный момент система проведения национального аудита системы безопасности аэропортов, в условиях того же Египта «не проходит», так как ряд процедур исполняется формально и фактически остается только на бумаге. Никакой гарантии, что местные службы безопасности будут проводить эти меры системно, обеспечить нельзя.

Информация о «качестве» работы служб безопасности Шарм-Эль-Шейха, озвученная Associated Press, действительно «впечатляет». На условиях анонимности местные чиновники поведали, что полицейские, контролирующие процесс проверки багажа, охотно берут взятки. «Я не могу сказать, сколько раз я сам ловил сумки, полные наркотиков или оружия, которые они пропустили за 10 евро», - цитирует агентство слова одного из чиновников. Официально все сумки пропускаются через сканер при входе в аэропорт Шарм-Эль-Шейха. Ручная кладь также проходит сканер у входа на посадку. Однако в дело вмешивается технический фактор и человеческая глупость, нередко работники просто отключают сканер, чтобы сэкономить электроэнергию. Техническое состояние также оставляет желать лучшего: меньше чем за неделю до трагедии корреспондент «ТУРПРОМ» лично был свидетелем, как из-за отказа системы в аэропорту Шарм-Эль-Шейха погрузка багажа при регистрации производилась «в ручном режиме». «Отличались» и службы поставки питания, еду для некоторых рейсов доставляли прямо на борт самолета грузовиками «извне» и без досмотра, причем по словам чиновников, охранников можно было подкупить 1-2 блюдами, чтобы пропустить грузовики с питанием без проверки.

«Израильская» же система предполагает многоступенчатый контроль багажа. «Неважно, откуда вылетает самолёт - из Тель-Авива, Москвы, Копенгагена или Стокгольма. Меры безопасности абсолютно одинаковые. Во-первых, как только чемодан уходит по конвейеру, он попадает под визуальное наблюдение сотрудников безопасности нашей авиакомпании. Это происходит всегда и не зависит от работы охраны аэропорта. Во-вторых, на каждом чемодане имеются два стикера. Помимо первого, который клеит работник аэропорта, чтобы багаж ушёл на нужный рейс, есть второй - его приклеивает служба безопасности авиакомпании, которая просветила чемодан на специальной машине. Для проверки мы используем газоанализаторы и рентген-аппараты, позволяющие очень быстро и эффективно проверить внутренность багажа, не вскрывая его. Ни один чемодан не может попасть в грузовой отсек самолёта без такого многоступенчатого контроля», - рассказал «АиФ» Игорь Вайсбурд, региональный директор восточно-европейского направления израильской авиакомпании «Эль Аль». Кроме того и, все находящиеся на земле самолёты тщательно охраняются. Никто посторонний не может не только войти в них, но и приблизиться к ним.

После 11 сентября похожие меры безопасности были приняты и в нью-йоркском аэропорту JFK - весь багаж проверяет Администрация транспортной безопасности аэропорта. При этом сумки досматриваются выборочно, однако большая часть действительно вскрывается. Отметим, что проводятся и тайные проверки сотрудников – пропустить «подозрительный» багаж с муляжом бомбы чревато увольнением. Во всём досмотренном вручную багаже служба безопасности оставляет карточку, говорящую о том, что вещи проверены. Аналогичный досмотр багажа проводится и в израильских аэропортах – туристы, особенно имеющие в загранпаспорте «подозрительные» отметки – например, о посещении Египта или Туниса, скорей всего обнаружат подобную карточку у себя в багаже.

Однако подобная безопасность требует средств – так, Максим Шингаркин оценил, что в случае использования российских сил или дорогостоящего оборудования, стоимость билетов вырастет на $20.

Отметим, что официальными подтверждениями этой «идеи» издание пока не располагает – ни Росавиация, ни Минтранс никаких комментариев по этому поводу не дают. Свою позицию озвучили только перевозчики, которые в целом уверены в собственных мерах безопасности, а также в том, что существующая система вполне надежна. В частности, «Аэрофлот» в ближайшее время не планирует проводить аудит зарубежных аэропортов или размещать там свои службы безопасности. В «Сибири» (S7) заверили, что регулярно подтверждают соответствие международным стандартам безопасности и проводят аудит российских и зарубежных аэропортов, куда выполняют рейсы.

Источник: Турпром
Комментарии