Минкульт предложил туроператорам «взять в руки» проект «Русские усадьбы»

Турпром 09.07.2015 13:40
Просмотров: 3512

Минкульт предложил «в руки» туроператоров по внутреннему туризму «пилотный» турпродукт по российским экскурсионным маршрутам. Соглашение о сотрудничестве, подразумевающее совместные действия турбизнеса и Минкульта «во благо» разработки и продвижения региональных и межрегиональных культурно-познавательных маршрутов на внутреннем и международном туристских рынках, было подписано между Минкультом и АТОР. В целом турбизнес приветствует инициативу государства «повернуться к нему лицом», однако эксперты отмечают, что проблем у внутреннего экскурсионного туризма более чем достаточно, и именно с их решения чиновникам и стояло бы начать.

Диалог состоялся в рамках форума «Русские усадьбы: от идеи до маршрута», прошедшего в Туле. Основной задачей форума декларировалось возрождение внутреннего культурно-познавательного туризма и презентация одного из концептуальных туристских маршрутов, реализованных по инициативе Министерства культуры. В целом, предполагается организация полномасштабной сети глобальных маршрутов, которые по идее организатора проекта – Министерства культуры РФ – должны «накрыть» всю территории нашей страны. Пилотный проект ограничивается тремя: «Русские усадьбы» (Тульская, Орловская, Брянская и Московская области), «Серебряное ожерелье России» (11 регионов Северо-Западного федерального округа - от Петербурга до Арктики) и «Великий шелковый путь» (объединяет 27 регионов на юге страны). В результате совместных усилий на внутреннем туристическом рынке России должен появиться новый качественный турпродукт.

«Такой турпродукт у нас есть. Мы готовы вручить его в руки ведущих российских туроператоров, как региональных, так и федеральных, которые имеют огромный опыт по отправке и приему туристов по всему миру. У них есть опыт, технологии, средства. У нас – пилотный маршрут. Идею «Русских усадеб» нам подсказали музейщики тульской области, из «Ясной поляны» и «Поленово». Здесь что не имя, то бренд. Миру не нужно объяснять, кто такой Лев Толстой. Внутри проекта «Русские усадьбы» – изобилие вариантов путешествий для туристов. Они дают возможность выбирать, и самое главное – возвращаться. А возвратность туристов – это и есть успех в случае туротрасли. Мы надеемся, что бизнесу будет интересен продукт, созданный в результате реализации проекта», – заявила на презентации проекта заместитель министра культуры и туризма Алла Манилова. При этом она подчеркнула, что Минкульт готов поддержать тот туроператорский бизнес, который разворачивается к внутреннему туризму. «Сам факт присутствия на сегодняшнем мероприятии АТОР говорит о том, что происходит нечто очень важное: это одно из двух крупнейших корпоративных профессиональных туристских объединений России. Среди методов стимулирования турбизнеса могут быть и нормативно-правовые шаги. Мы готовы рассматривать ваши предложения. Это – наш стратегический курс», - заявила г-жа Манилова.

Помимо этого, представитель Минкульта озвучила статистику: «За первое полугодие 2015 года количество туристов, путешествующих по маршруту «Русские усадьбы», составило 5 млн человек. Для сравнения, в 2013 году было лишь 936 тысяч. У иностранных туристов глобальный маршрут также вызвал интерес: по статистике в 2013 году 1 млн 83 тыс. иностранцев побывали на маршруте «Русские усадьбы», а в 2014 г. их было уже 1 млн 800 тыс. Иностранные туристы прибывают как из Европейских стран и США, так и из стран СНГ и Азии».

«Мы уверены, что отдача от проекта может быть колоссальной», – заявила Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. – Человек ищет, где лучше, рыба, где глубже, а бизнес – где богаче. Сегодня деньги есть во внутреннем туризме. Во время форума у участников турбизнеса появились идеи, мысли, которые, с некоторой редактурой, можно будет представить как хорошо продаваемые продукты».

Эксперты турбизнеса считают, что Минкульт представил наиболее удачный и выгодный проект, действительно могущий работать на привлечение туристов. Однако количество областей, где требуется сотрудничество турбизнеса и государства для успешного развития внутреннего туризма (а пока для турбизнеса только создают проблемы) достаточно велико.

«Российские усадьбы – это действительно выигрышный бренд, на этот турпродукт всегда есть спрос, и его, безусловно, есть куда развивать», - отметила Ирина Астахова, руководитель отдела России туроператора «Ванд». Но в реализации этого турпродукта турбизнес видит три больших массива проблем – технические, связанные с состоянием инфраструктуры, а также культурные и финансовые. «Если говорить о технических, это прежде всего состояние инфраструктуры. Во многих провинциальных городах, кроме раскрученного Золотого кольца, сложности с гостиницами. Например, в Ельце она фактически одна. А также проблемы с кафе, с другими «точками притяжения» туристов, наконец, с туалетами», - пояснила Ирина Астахова. Следующая часть технических проблем, «болезненных» для туроператоровтранспорт, причем даже не касаясь состояния дорог. «Во многих городах нет своего автобусного парка, или он у одного владельца, который «ломит» дикие цены. Для крупных городов, для той же Москвы, болезненна проблема парковки туристических автобусов, мы просто не можем этого сделать», - дополнила Ирина Астахова.

Что касается «профильных» культурных проблем – это в первую очередь уровень экскурсоводов и музеев. «Необходимо обучение экскурсоводов, во многих «нераскрученных» городах их уровень довольно низок, есть только отдельные энтузиасты. К сожалению, то же можно сказать и о местных музеях «государственного» подчинения – если частные в основном довольно милые и ориентированы на туриста, то во многих государственных экспозиции не вызывают никакого интереса. Необходимо вкладывать средства в их «осовременивание», - пояснила эксперт.

И, наконец, самая ощутимая проблема – финансовая. «Цены на те же музеи всё поднимаются и уже перешагнули «верхнюю планку» для многих туристов. Возьмем всем известный Кремль – вход туда стоит от 500 до 700 рублей, при этом за кремлевские музеи приходится платить дополнительно», - отметила Ирина Астахова. Причем нередко предпринимаемые меры чиновниками приводят только к «переложению» расходов: «Например, в музеях сделали бесплатный вход для детей – и одновременно с этим взлетели цены на обслуживание экскурсионных групп», - рассказала Ирина Астахова. При этом, по оценке эксперта, общий перечень проблем гораздо шире.

«По России можно и нужно ездить, здесь действительно множество мест для создания качественного турпродукта, но к сожалению, только усилиями турбизнеса сделать это нереально», - резюмировала Ирина Астахова.

Источник: Турпром
Комментарии