Из-за нерешенной проблемы «ФИГов» до четверти туроператоров выездного туризма маскируются под внутренний туризм

Турпром 18.05.2015 15:19
Просмотров: 2693

Рост количества туроператоров в сфере внутреннего туризма обеспечен не столько приростом этого рынка, сколько стремлением мелкого и среднего бизнеса уцелеть в реестре туроператоров и переждать трудные времена неопределённости с отраслевым законодательством. По оценке АТОР, примерно 20-25% туроператоров заявили о переориентации на внутренний туризм лишь для того, чтобы получить минимальные страховые ФИГи (сленговое название фингарантий) и остаться в реестре. Кроме того, такой фиктивный переход в другой сегмент рынка позволят существенно сэкономить дефицитные финансы за счет отсутствия взносов в «Турпомощь». Причем, по оценкам экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», реальное количество таких туроператоров-партизан вполне может существенно превышать озвученную цифру в 25%.

«В последнее время была распространена информация о том, что на российском рынке увеличилось количество компаний, работающих в сфере внутреннего туризма, как показатель того, что бизнес концептуально перестроился на внутренний туризм. В то же время по нашим данным, примерно 20-25% из тех, кто сейчас находятся в реестре, вынуждены были таким образом закрепить свое место в реестре, потому что страховые компании не давали им финансовые гарантии для осуществления деятельности в сфере выездного туризма», - рассказала «РИА Новостям» исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Поскольку во внутреннем туризме сумма минимальной страховой гарантии составляет 500 тыс. рублей, затраты компаний оказываются относительно небольшими по сравнению с 30 млн рублей в выездном туризме, и страховые компании «рискуют» с такой суммой связываться. Кроме того, работающие во внутреннем туризме избавлены от необходимости платить в «Турпомощь», что тоже составляет значительную экономию – ежегодный взнос туда составляет 100 тысяч рублей. Напомним, что данный способ «спастись» рекомендовался юристами ещё в начале года, когда проблема получения фингарантий впервые встала особенно остро.

Впрочем, цифра в 25% может оказаться нижней оценочной границей, и в реальности туроператоров-партизан, работающих в «серую», значительно больше. «Вполне возможно, что таких туроператоров и больше 25%», - оценил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» ситуацию Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ (Российский Союз Туриндустрии). По его мнению, на решение пойти таким путём туроператоров толкает целый комплекс причин помимо очевидного «обхода» проблемы получения фингарантий и прочей экономии денег. «Компании хотят «переждать» сложные времена, наставшие на выездном рынке, на котором наблюдается очевидный спад, и одновременно остаться в реестре и сохранить статус туроператора», - отметил Юрий Барзыкин. По его оценке, вполне возможно, что если ситуация на рынке стабилизируется, эти «переквалифицировавшиеся» компании постараются на него вернуться в легальном виде. «Помимо этого, возможно, они ожидают и стабильности в профильном законодательстве, так как закон до сих находится в стадии реформирования и текущий его вариант просто нереализуем и вселяет в турбизнес опасения, что придется оперативно уходить с рынка», - дополнил собеседник.

Не исключено, что некоторые из туроператоров, записавшихся в специалисты по внутреннему туризму, уйдут «в тень», продолжая теми или иными способами отправлять туристов за рубеж. «Не надо думать, что все эти туроператоры параллельно планируют «в серую» отправлять туристов за рубеж, единичные случаи не исключены, но в целом не надо полагать, что все они «потенциальные злоумышленники» - мелкий и средний бизнес сейчас в первую очередь волнует задача выжить», - пояснил Юрий Барзыкин. Однако декларируемая задача безопасности туриста в таких условиях представляется крайне сомнительной. «Пока на рынке сохранится настолько «кривая» ситуация, мы не сможем даже говорить о полноценной защите туристов», - соглашается Майя Ломидзе. По оценке Юрия Барзыкина, наиболее верный способ её решить – грамотно провести реформы отраслевого закона, прислушавшись к потребностям туротрасли.

Источник: Турпром
Комментарии