Реанимированную идею курортного сбора эксперты турбизнеса назвали «неэффективной»

Турпром 27.04.2015 16:22
Просмотров: 1767

Не успел внутренний туризм в России окрепнуть на волне роста патриотизма у отечественных туристов, как идея обобрать их с помощью «курортного сбора» вновь была реанимирована российскими чиновниками. Более того, по сообщению «Российской газеты» некие «эксперты и специалисты профильных министерств» к 1 июля уже должны выработать общее мнение и представить его Президенту. Предположительно размер сбора составит 3% от цены путевки. Экспертам турбизнеса, впрочем, все ясно уже сейчас: у российских курортов есть намного больше эффективных способов зарабатывать деньги, чем банальный сбор-побор, при этом данная мера не внесет в бюджет практически ничего, а туристам и турбизнесу доставит много хлопот, плюс она станет явной антирекламой внутреннему туризму.

По сообщениям «Российской газеты» в России могут ввести курортный сбор, который придется платить как иностранцам, так и отечественным туристам. Пока это только идея, которую сейчас обсуждают эксперты и специалисты профильных министерств. Платить сбор, если он будет введен, должны будут граждане, которые приехали в курортную местность. Возможные механизмы его взимания, как и размер, ещё не определены, но ранее уже озвучивались предложение установить его на уровне 3% от цены путевки. Это примерно около 100-150 рублей в день с каждого гостя. При этом алгоритма монетаризации может быть два. Первый вариант: турист прилетает на курорт, и при заселении сбор платится через его гостиницу. Второй вариант: туроператор продает тур и сразу в его стоимость включает курортный сбор, а далее направляет его в регион, часть оставляя себе.

Теоретически новый сбор призван поддержать туристическую отрасль, улучшить обслуживание в отелях и благоустроить инфраструктуру. Однако эксперты-практики с этим категорически не согласны. «Такие попытки обсуждались – и в Краснодарском крае и в Петербурге, но я никогда не видел экономического обоснования этой идеи. Когда вводится любой новый налог, должен быть расчет, что с него получит каждый бюджет – местный, федеральный, и т.п.», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ», гендиректор туроператора «Дельфин». Желание курортов заработать на туристе понятно, однако в первую очередь, по оценке эксперта, оно доставит большие проблемы туристам, да ещё и сработает как антиреклама.

«Сбор обычно предполагают собрать сразу же, то есть, турист еще не успел занести чемоданы в номер, а с него уже требуют доплат и сборов. Это не лучшим образом сказывается на оценке отдыха», - аргументировал Сергей Ромашкин. У туроператоров уже был наглядный опыт – подобный сбор вводили в Крыму, когда он ещё принадлежал Украине. По приезду турист, вместо спокойного размещения, должен был занимать очередь в кассу, оплачивать там некоторую небольшую сумму – которой у него нередко и не было, так как счет выставлялся в гривнах – и только после этой «процедуры» мог заселяться в номер. «Ни к чему, кроме проблем с заселением и негативным отзывом это не приводило», - пояснил Сергей Ромашкин, - к тому же, оценивая «доставшееся» России состояние инфраструктуры Крыма, сложно понять, куда девались эти деньги».

Собственно, вопрос рациональности данных «поборов», это ещё один вопрос, причём более существенный, чем психологический фактор. «В Петербурге предполагалось ввести налог с туриста в размере 10 рублей, вроде бы такие деньги туриста не обременят и не напугают. Но при этом надо подсчитать эффект от такой меры. Так, в Питер приезжает два миллиона туристов в год – значит, налог принесет городу 20 млн рублей. Но зарплата лишь одного чиновника, который будет заниматься администрированием такого налога, уже составит не меньше миллиона в год, а скорее всего для этого потребуется далеко не один человек. В итоге, за счет поборов с туристов обеспечивается штат чиновников и налоговиков, однако реальный вклад в бюджет города будет мизерным, даже если эти сборы и увеличить в десять раз», - оценил собеседник.

Что же касается логичного желания заработать денег на межсезонье, то по оценке эксперта, у курортов есть средства, более «приятные» туристу. «Курорты могут вкладываться в рекламу и сотрудничество с турбизнесом – соответственно, увеличивать количество туристов, строить новые отели и центры развлечений. И эти предприятия, будучи доходными, принесут в бюджеты курортов значительно большие средства, чем те копейки, которые можно содрать с туристов путем введения сборов», - резюмировал Сергей Ромашкин.

Источник: Турпром
Комментарии