Вспомним уходящий 2014 год: круговорот туристических событий (2) ...

Турпром 30.12.2014 18:54
Просмотров: 2847

Друзья, завтра наступает Новый 2015 год! Уходящий год стал самым тяжёлым для российской туриндустрии – к декабрю многие его известные игроки потерпели крах, однако большинство туроператоров и турагентств с честью выдержало этот шторм, хотя досталось от этой бури всем. Впрочем, уходящий год оставил в нашей памяти не только отрицательные, но и положительные эмоции, благодаря ярким и красивым мероприятиям, например, Олимпиаде в Сочи! Сегодня вместе с вами инфогруппа «ТУРПРОМ» продолжает вспоминать знаковые туристические события уходящего года, на этот раз – его второй половины (первую часть читайте по ссылке http://www.tourprom.ru/news/27533/).

ИЮЛЬ

  • Российские министры и вице-премьеры получили неформальную рекомендацию воздержаться от поездок на зарубежные курорты и отдыхать в России. Это предупреждение стало продолжением запрета российским силовикам (МВД, Федеральная миграционная службы, Федеральная служба исполнения наказания и Минобороны), а потом и многим иным госслужащим ездить в зарубежные туры. В итоге у многих туроператоров, в частности у «Невы», существенно упали турпотоки, т.к. значительную их долю составляли именно корпоративные клиенты различных госструктур.
  • В общей сложности около 20 тыс. российских туристов-болельщиков приехали на Чемпионат мира по футболу, который стартовал в Бразилии 12 июня.
  • На Тамани в районе Керченской переправы установили палатки для туристов, ожидающих паром в Крым – очередь растягивалась до 2-х суток. Эти палатки стали ярким симптомом той тяжёлой транспортной ситуации, в которую попал Крым после прекращения ж/д сообщения через Украину и Новороссию. Мост власти обещали сделать бесплатным для туристов, но постоят его не раньше 2018 года.
  • В среду, 16 июня, после череды некоторых проблем с расселением туристов на своих основных направлениях, один из старейших туроператоров - турфирма «Нева» объявила себя банкротом. Гражданская ответственность «Невы» составляла почти полмиллиарда рублей, но была застрахована в мелкой и неспособной выполнить обязательства страховой компании «Восхождение». За рубежом у «Невы» осталось около 6'300 туристов, которых пришлось вывозить «Турпомощи». Именно с краха «Невы» и начались веерные банкротства на туристическом рынке: банки испугались рисков туроператоров и стали им в массовом порядке отказывать в кредитах. А на фоне падения выездного турпотока, уменьшившегося из-за неустойчивого рубля и антироссийской санкционной истерии на Западе, отлучение от кредитов привело туроператоров к фатальным кассовым разрывам. В конце концов у таких компаний перестало хватать денег на оперативную деятельность и стали «приостанавливать» свою работу.
  • Вечером в четверг, 17 июля, украинские военные сбили гражданский самолет Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines. Самолет, летящий в международном гражданском коридоре на высоте 10 км, направлялся из Амстердама в Малайзию. Лайнер упал в районе города Шахтерск Донецкой области, где Киев проводит карательную операцию против ДНР и ЛНР, пытающихся объединиться в республику Новороссия. В результате крушении малайзийского лайнера погибло 280 туристов и 15 членов экипажа. Из-за этого российские авиакомпании Аэрофлот, Трансаэро и ВИМ-авиа, а также немецкая Lufthansa, французская Air France и турецкая Turkish Airlines с целью обеспечения безопасности полетов полностью прекратили выполнение рейсов в воздушном пространстве Украины. Кстати, из-за облета Украины затраты российских авиакомпаний на 1 рейс возросли примерно на $1.5-2 тысячи.
  • Первая жертва «Невы»: 25 июля туроператор «Роза Ветров Мир» распространила официальное заявление о «приостановке своей деятельности». Впрочем, эта новость была ожидаема: известно, что компания уже некоторое время испытывала проблемы с финансами, что, в частности, выражалось в задержках с выплатой зарплаты сотрудникам, а всю текущую неделю руководство туроператора провело в переговорах с кредиторами в надежде вытащить компанию из долговой ямы. Однако после банкротства «Невы» банк решил не связываться с туроператорами и денег «Розе» не дал.
  • Поздно вечером 30 июля на своём сайте руководство круизного туроператора «Экспо-Тур» объявило о «невозможностью выполнения своих обязательств» или, говоря простым языком – о банкротстве. «Экспо-Тур» был фактически единственным российским туроператором, полностью самостоятельно организовавшим морские круизы – сначала на Балтийском море, а затем на Черном.
  • В последний день июля в новый санкционный «раунд» Евросоюза попал низкобюджетный российский перевозчик «Добролет» - его самолеты потребовала вернуть компания, у которой «Добролет» брал их в лизинг. В итоге «Аэрофлоту» даже пришлось закрыть «Добролет», переформатировав его в «Победу». Это стало ещё одним поводом для властей задуматься о возрождении отечественного самолётостроения и отказе от импортного авиахлама.

АВГУСТ

  • 1 августа (пришлось на пятницу – накануне массовых туристических заездов на выходные) стал знаковым днем: «Оренбургские Авиалинии» из-за долгов отменили 36 чартеров «Лабиринта», оформленных через авиаброкера «Идеал-Тур». Причем в субботу туроператор «Лабиринт», так и не договорившись с «Оренбургскими Авиалиниями» о возобновлении отменённых накануне, официально объявил «о приостановке деятельности со 2 августа 2014 года». Это стало крупнейшее банкротство на российском туристическом рынке, потянувшее вниз множество туроператоров. Более того, это было не только крупнейшее банкротство, но и крупнейшая афера – руководство «Лабиринта», вероятно вступив в сговор с руководством «Оренбургских Авиалиний» (в этом их заподозрил «Аэрофлот», основной владелец акций «Оренбургских»), полгода не перечисляла перевозчику оплату за свои чартерные рейсы. Долг накопился гигантский – около 4.5 миллиардов рублей. Деньги пока так и не нашли, а организаторы махинации скрались в Лондоне – давно известном притоне российских воров и олигархов.
  • 5 августа пришла очередная трагическая информация: о «приостановке» своей деятельности официально известил «ИнтАэр» - один из старейших в России туроператоров, один из первооткрывателей для российских туристов курортов Греции и Египта.
  • Крупные банкротства турфирм подтолкнули власти к судорожным изменениям в профильном законодательстве. Министр культуры Владимир Мединский, курирующий туризм, пообещал подготовить законопроект о реформировании туристической отрасли всего за две недели. В итоге в этот срок, естественно, чиновники не уложились, однако их «детище» оказалось столь «кривым и косым», что до сих пор (пока его кардинально не отредактировали депутаты) угрожает существованию всему туристическому рынку. Кстати, оскандалился Мединский и сравнив туроператоров с коммерческой палаткой.
  • Вслед за «ИнтАэром» стало известно об очередном крахе туроператора: о приостановке деятельности заявил питерский туроператор «Нордик Стар», специализировавшийся по Прибалтике.
  • 22 августа заявил о приостановке своей деятельности ещё одни петербургский туроператор - «Атлас». Почти в этот же день объявили о своём крахе и другие мелкие туроператоры: брянский региональный туроператор «Милана Тур», московский туроператор «Санта Люция», а также дальновосточный туроператор «Авиачартер-ДВ».

СЕНТЯБРЬ

  • 9 сентября очередной крупный крах: питерский туроператор «Солвекс-Турне» объявил о приостановке деятельности, продав наперёд 8.6 тысячи путевок до Нового года, при этом на момент краха около 9 тысяч туристов компании находилось за границей. Финансовая ответственность туроператора на общую сумму 450 млн рублей была застрахована в трех страховых компаниях: 300 млн рублей – в «Восхождении», 120 млн – «Авеста» и 30 млн – «ВСК». Крах питерского «Солвекса» нанёс столь огромные репутационные издержки московскому «Солвекс-Тревелу», что осенью компания фактически была поглощена туроператором «НТК-Интурист».
  • Вслед за «Солвексом», 10 сентября, о своём крахе объявил московский туроператор «Южный Крест». «Приостановка деятельности связана с сильным падением спроса на туристский продукт на фоне банкротства ряда крупнейших туроператоров», - говорилось в заявлении компании.
  • Следующее банкротство: петербургская турфирма «Море солнца» объявила о прекращении деятельности поздно вечером в пятницу, 12 сентября.
  • Крах туроператоров выездного сегмента российского туррынка продолжился прямо во время выставки «Отдых»: 15 сентября о «приостановке» своей деятельности заявил крупнейший питерский туроператор «Верса».
  • 18 сентября Министерство культуры после долгих консультаций и обсуждений опубликовало финальную версию законопроекта по изменению главного туристического закона. Законопроект получился скандальным и крайне опасным для всего туристического рынка, фактически удушающим его участников.
  • В конце сентября стало понятно, что страховые компании стали массово уклоняться от перезаключения договоров фингарантии с туроператорами, посчитав этот бизнес слишком рисковым. «На сегодняшний день общая сумма финансового обеспечения по договорам ответственности туроператоров, прекративших исполнение обязательств, составляет 1 829,2 млн рублей, а уже заявленные убытки за июль-сентябрь превысили 3 119,2 млн рублей», - отмечается в ВСС. В итоге работа туррынка была поставлена под вопрос – туроператоры не могли найти способ получить ФИГи, чтобы остаться в Едином реестре туроператоров. Более того, некоторые страховщики стали шантажировать туроператоров, вымогая доплату за уже существующие фингарантии.
  • Российские власти задумались над тем, как спасти авиакомпанию ЮТэйр от банкротства – перевозчик ещё летом стал испытывать большие финансовые трудности, а долги «Южного Креста» лишь усугубили его положение.

ОКТЯБРЬ

  • Следственные органы начали через суд массовые аресты (пока «сажают» лишь под домашний арест) руководителей обанкротившихся туроператоров. Шаманова и Азарского – руководителей «Лабиринта», арестовали заочно. При этом самое большое возмущение на туррынке вызвал арест гендиректора «Розы Ветров Мир», от банкротства которой пострадавших фактически не было.
  • Параллельно с арестами по регионам прокатилась волна прокурорских проверок работы турфирм.
  • Лихорадка Эбола начала напрямую влиять на сегмент экзотических туров, а в следующем году угрожает стать одной из главных проблем мирового и российского туризма. По крайней мере, рынок авиаперевозки уже однозначно отреагировал на распространение этого вируса: авиакомпании из Азии и Северной Америки с сентября каждый день стремительно «теряют» биржевые индексы, а аэропорты Северной Америки, Великобритании, Европы и России вводят особые меры проверок туристов, прилетающих из Западной Африки и возможных «перевалочных» хабов. В октябре индекс NYSE ARCA «Airline Index» снизился на 12%.

НОЯБРЬ

  • Суборбитальный туристический космический корабль «SpaceShipTwo» (SS2) в пятницу потерпел крушение в пустыне Мохаве на юге Калифорнии в США, взорвавшись во время полета при проведении испытаний обновлённого гибридного двигателя. Фактически катастрофа «SpaceShipTwo» поставила жирный крест на всём частном космическом туризме (вне рамках международной станции «МКС»), похоронив его на ближайшее десятилетие. Вместе с тем, космический туризм для его организаторов обещал стать очень прибыльным, с годовым профитом более миллиарда долларов.
  • В ноябре практически все туроператоры и турагентства начали процесс сокращения своих затрат: часть сотрудников турфирмам приходится увольнять, а оставшимся – сокращать зарплаты. Многие до конца года уволят до 50% своего штата, запланировав на начало 2015 года оставшихся сотрудников ещё раз уполовинить. Одновременно в ноябре турфирмы стали активно сокращать второй свой главный источник затрат – офисы, площадь которых теперь при возможности ужимается максимально.
  • Необычный ход во время кризиса: Рашад Мамедов, гендиректор и владелец турфирмы «TBS group», купил сеть турагентств «1001 тур». Поступок столь неожиданный, что вопрос «зачем?» стал главным во время пресс-конференции, посвященной этому событию.
  • На ноябрьских праздниках курс рубля вновь обвалился: на этот раз внезапно и сильно. В результате российский турпоток практически по всем направлениям сразу упал как минимум на 30-40%.
  • Попытки туроператоров оптимизировать свою перевозку натыкались на противодействие авиакомпаний, стремящихся сохранить свою прибыль на туррынке. Апофеозом этого стал скандал между «Аэрофлотом» и «TEZ-туром»: перевозчик на некоторое время отключил туроператора от своей системы бронирования авиабилетов, причем сделал это публично, чем нанёс турфирме большой репутационный урон.
  • Новая российская низкобюджетная авиакомпания «Победа», созданная «Аэрофлотом» взамен «Добролёту», открыла продажи авиабилетов с 11 ноября. Несмотря на то, что среди направлений авиакомпании пока нет наиболее популярных туристических маршрутов, запуск нового лоукост-перевозчика в любом случае положительно повлияет на внутрироссийский туризм, посчитали туроператоры.
  • Убийство в Хургаде: туриста отключили от аппарата искусственного дыхания из-за отказа страховщика в выплате. История оказалась несколько запутанной и мутной, однако скандал вышел столь громким, что даже законодателям стало ясно, что ситуацию с медицинским страхованием туристов надо срочно менять. При этом главное – унифицировать правила страхования и убрать из них лазейки типа опьянения, позволяющие страховщикам отказываться от исполнения своих обязательств.

ДЕКАБРЬ

  • Уход с рынка туроператоров продолжает распространяться на регионы – в самом начале декабря о приостановлении своей деятельности заявил старейший туроператор Новосибирска - компания «Акрис». Основная причина – рухнувший рубль. Вслед за ним обанкротился один из самых старейших на московском рынке - туроператор «Мосинтур». Также объявили о своём крахе еще 2 небольших туроператора - «Истанбул Тревел» и «VipReisen».
  • АТОР направил открытое письмо в Госдуму, раскрыв глаза депутатам на пагубность правительственного законопроекта по реформе туризма. По оценке экспертов, если закон будет принят в одобренном правительством виде, то он разорит от 50% до 90% всех турфирм, которые просто не смогут нести предложенную в законопроекте финансовую нагрузку.
  • «Чёрный вторник»: из-за рухнувшего рубля продажи туров упали от 50% до 100%, а турфирмы планируют поменять ценники на «У.Е.».
  • За неделю до Нового года о своем банкротстве объявила очередная турфирма – на этот раз ведущий специалист по горнолыжным турам и старейший в России после «Розы Ветров» туроператор – компания «Эрцог».
Источник: Турпром
Комментарии