Эксперты: правительственный законопроект реформы туристической отрасли убьёт туррынок, но не защитит туристов

Турпром 10.12.2014 09:39
Просмотров: 743

Эксперты считают одобренный на прошлой неделе правительственной комиссией законопроект по туризму убийственным для туристического рынка. По разным оценкам, в случае его принятия в предложенном виде из отрасли вынуждены будут уйти или разориться от 50% до 90% туроператоров, которые просто не смогут нести предложенную в законопроекте финансовую нагрузку.

Так, в тексте документа значится, что туроператоров планируют обязать платить взносы сразу в два страховых фонда – общий и персональный, при этом останется и институт, показавший свою неэффективность в плане защиты туристов – система фингарантий. Более того, все взносы планируется увеличить!

Например, если сейчас размер взноса в «Турпомощь» составляет 100 тыс. рублей или 0.1 % от оборота для всех компаний, то согласно новым правилам такую сумму в объединение будут вносить лишь небольшие турфирмы, которые отправляют менее 100 тыс. туристов в год. Что же касается более крупных, обслуживающих от 100 до 500 тыс. туристов в год, то им придется «раскошелиться» на гораздо большую сумму - в 300 тыс. рублей ежегодно. А самых крупных игроков обяжут вносить в «Турпомощь» по 500 тыс. рублей.

Кроме «Турпомощи» будет сформирован персональный фонд финансовой ответственности для каждого туроператора. Его размер также будет прямо пропорционален прогнозируемому обороту компании. К примеру, туроператору, который планирует отправить за границу 100 тысяч клиентов, потребуется персональный фонд размером 10 миллионов рублей, а 300 тысяч уже 30 миллионов рублей.

Тратить средства обоих фондов предполагается на экстренный вывоз туристов из-за рубежа. Планируется, что, если компания заявит о своей несостоятельности, то сначала будут тратиться деньги из персонального фонда, и лишь затем - из резервного «Турпомощи», пояснила пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.

Более того, институт фингарантий чиновники пока решили оставить, причем предложили даже увеличить минимальный размер страховки с 30 млн до 50 млн руб. При этом предполагается, что в 2015 году компаниям понадобится финобеспечение на сумму 3% от прошлогодней выручки, а с 2016 года - целых 5%. Примечательно, что в расчет даже не было взято мнение страхового рынка, участники которого в своём большинстве наотрез отказались выдавать туроператорам фингарантии.

Вообще, как отмечают эксперты, предложенный нашим «либеральным» правительством законопроект выглядит тем более странным, что идёт даже вразрез с недавно озвученным посланием президента Владимира Путина, сделавшего акцент на поддержку малого и среднего бизнеса, коим, по сути дела, и является туристическая отрасль. По разным оценкам, в случае принятия законопроекта в предложенном виде из отрасли вынуждены будут уйти или разориться от 50% до 90% туроператоров, которые просто не смогут нести предложенную в законопроекте финансовую нагрузку.

«К сожалению, законопроект одобрен правительственной комиссией именно в таком виде. В нём получилось не замещение неэффективных механизмов защиты туристов, а лишь дополнение их новыми. Поэтому я очень надеюсь, что между первым и вторым чтением в Госдуме законопроект существенно скорректируют, убрав из него все те явные угрозы, которые он несет туристической отрасли России», - отметил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата». По мнению эксперта, в предложенном варианте есть лишь одно разумное зерно – введение индивидуальной ответственности туроператоров, когда коллективная ответственность всего рынка наступает лишь в случае нехватки средств из индивидуального фонда. «Это разумный подход, однако предложенные цифры нереальны - правительство не учло тяжелого состояния туррынка и экономики в целом. Поэтому если закон будет принят именно в таком виде, то рынок сразу рухнет не менее чем на 50%, т.е. половина фирм сразу закроется», - считает собеседник.

В АТОРе расценивают данный документ ещё более жёстко. «Законопроект в правительственном виде совершенно не защищает потребителя, зато напрочь убивает туристический рынок. При этом от него пострадают не только мелкие туроператоры, но и довольно крупные. Поэтому он неизбежно крайне отрицательно скажется на всём турбизнесе. В этой связи АТОР собирается написать письмо в Госдуму с просьбой не принимать его в таком виде», - заявил Владимир Канторович, первый вице-президент АТОР.

С этим согласны и представители инициативной группы «Безтурпомощь». «Вообще закон в таком виде отразится на турбизнесе самым ужасным образом. Возмущает то, что у нас законы пишут и принимают люди, которые совершенно не учитывают мнение отрасли. Это будет кабальный закон, потому что помимо Турпомощи появится еще один фонд, куда туроператоры будут вынуждены отчислять деньги, и это на фоне оставшихся фингарантий», - отметила Светлана Гарнушкина, директор туроператора «АС-тревел» и член инициативной группы «Бестурпомощь». Как пояснила собеседник, такой объем отчислений станет непосильным для большинства туркомпаний, и итоге в реестре туроператоров останется не больше 100 компаний, а может и меньше. «Ещё у нас возникает вопрос по поводу отправки 100 тыс. человек в год. Но у нас есть компании, которые отправляют 5, 10, 30 тыс. человек в год. Мы боролись за то, чтобы уменьшили эти 100 тыс. Но в итоге эту цифры не уменьшили, при этом ещё больше увеличив финансовую нагрузку на отрасль. Тем не менее, мы пока заняли выжидательную позицию. Будем до последнего надеяться на адекватность законодателей, которые прислушаются к голосу туристической общественности», - добавила г-жа Гарнушкина.

Впрочем, юристы рекомендуют туроператорам не сидеть сложа руки, а активно действовать. Прежде всего – через депутатов своих регионов. «Полагаю, что самым эффективным воздействием на этот законопроект будут отрицательные отзывы на него со стороны региональных законодательных собраний – их в Госдуме обязательно учитывают во время обсуждения между первым и вторым чтением. Именно в этом ключе и стоит работать региональным туроператорам и их ассоциациям», - резюмировал Георгий Мохов.

Источник: Турпром
Комментарии