Вторая волна финансовых скандалов вокруг «Лабиринта»: туристы нацелили претензии на турагентства

Турпром 03.09.2014 15:50
Просмотров: 3920

На рынке назревает «вторая волна» финансовых претензий, связанных с банкротством туроператора «Лабиринт». Ее подняли туристы, постепенно понимающие, что получение компенсаций от страховщиков туроператора становится всё более призрачным: ситуация со страховой компаний «Восхождение», несмотря на все меры Центробанка, всё больше напоминает историю «Инногаранта», который вместо выплат по долгам «Капитал-Тура» предпочёл обанкротиться, а фингарантий «Лабиринта», застрахованных во второй страховой компании, явно хватит лишь на частичную компенсацию. В итоге, по данным юристов, стремительно начинает расти число исков, поданных туристами против турагентств, в которых они покупали туры «Лабиринта»: многие потребители с помощью такого шага пытаются «выжать» из розницы не только стоимость путёвки, но и «моральную компенсацию».

Напомним, гражданская ответственность трех юрлиц «Лабиринта» распределяется так. ООО «Компания Лабиринт» с размером фингарантий в 30’000’000 рублей застрахована в компании «ВСК», также в «ВСК» застраховано ЗАО «Лабиринт-Т», и тоже на сумму 30’000’000 рублей. А непосредственно ООО «Лабиринт» застраховано на 40’000’000 рублей в скандальном «Восхождении».

В итоге к началу осени всё больше кинутых «Лабиринтом» туристов начинают осознавать, что компенсации удаться получить в лучшем случае лишь частично, и начинают пытаться «вытрясти» их из турагентств. «Получили претензию к нашему агентству от туристов. Туроператор «Лабиринт». В претензии туристы просят в добровольном порядке в трехдневный срок с момента получения претензии выплатить денежные средства по заключенному договору с агентством, перечислить на расчетный счет сумму стоимости тура 61’600 рублей и компенсацию морального ущерба в размере 30’000 руб. В случае несоблюдения добровольного порядка туристы угрожают обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании долга, убытков, неустойки и штрафов в размере 50% от суммы присужденной судом в их пользу», - это пример «типичного» письма, с которым турагентства обращаются к юристам за помощью в «борьбе» с туристами.

Так как в таком случае поступать турфирме? «Нельзя игнорировать требование потребителя, на него в любом случае нужно ответить. Если это отказ, он все равно должен быть выражен письменно», - рекомендует Георгий Мохов, руководитель юридического агентства «Персона Грата». В этом отказе следует сразу определить свою правовую позицию, то есть указать, что фирма была агентом, действующими по поручению туроператора, соответственно, все обязанности перед клиентом фирма исполнила, денежные средства туроператору перевела, а туроператор в данный момент находится в стадии банкротства или «невозможности исполнения своих обязательств.

При этом эксперт советует сразу «готовиться» к тому, что ответ впоследствии ляжет в основу отзыва уже на исковое заявление, потому что дело наверняка не закончится перепиской. «Надо понимать, что все отзывы, все письменные ответы турагента потом всё равно придут в суд, и буду рассматриваться судом как позиция турагента в этом споре», - отметил Георгий Мохов. «Дальше надо готовиться к судебному процессу, запастись подтверждениями, что деньги были перечислены туроператору, что было бронирование, что заявка была подтверждена. Если были какие-то дополнительные документы – привести и их. В общем надо готовить доказательную базу, которой можно подтвердить исполнение своих обязательств как перед туроператором, так и перед туристом», - подчеркнул собеседник.

Впрочем, по словам эксперта, практика показывает, что примерно половина подобных исков на практике решается в досудебным порядке. «Примерно половина требований туристов удовлетворялась на досудебной стадии. В таких случаях турагенты обычно либо перебронировали туры, либо засчитывали оплату в счет будущих туров, случалось и отдавали компенсации живыми деньгами. Но это только в случае, если суммы были «подъемными» для турагента», - пояснил Георгий Мохов. Соответственно, на турагента ложилась задача возместить свои убытки через суд у туроператора, страховщика, предъявляя арбитражные требования. «Я знаю турагентов, которые переживали крупные убытки, миллионы рублей, и тем не менее, продолжали работать. А есть те, кто и убыток в 50 тысяч рублей не может перенести и закрывается», - рассказал эксперт.

Впрочем, вопрос, есть ли для турагентства смысл «связываться» с судебным процессом или в случае крупных претензий (а сумма компенсаций для группы туристов вполне может достигать миллиона рублей и более) или выгоднее «обанкротить» компанию, чтобы «всплыть» в соседнем офисе под другим названием, остаётся неразрешимым...

Источник: Турпром
Комментарии