Туроператоры выступают за дифференциацию ответственности

Турпром 19.08.2014 10:22
Просмотров: 2450

Туроператоры хотят исполнять требования закона, но выступают за дифференциацию ответственности, сообщили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» в пресс-службе питерского отделения РСТ.

Продолжающиеся закрытия туроператорских компаний и неисполнение ими обязательств перед туристами – знак системных проблем в отрасли. Но что в их основе – лакуны в туристском законодательстве или несовершенство правоприменительной практики? В четверг руководители компаний-членов Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии собрались на совещание в гостинице «Октябрьская», чтобы обсудить законодательные инициативы, которые помогли бы защитить туристов от испорченного отпуска, а туроператоров и агентов – от махинаций недобросовестных лиц.

Открывая встречу, председатель Правления СЗРО РСТ Леонид Флит подчеркнул, что кризисная ситуация может стать для ответственного турбизнеса шансом донести до властей конструктивные предложения по регулированию отрасли. «У турпродукта много составляюших, и все они могут стать причиной неисполнения обязательств. За некоторые из этих составляющих туроператор просто не может отвечать», - заметил он.

Тему развила генеральный директор компании «Арт-Тревел» Мария Ушакова. «Если авиакомпания, как хозяйствующий субъект, допускает задолженность в таком объеме, как это произошло с «Идеал-туром», то и должна  брать ответственность за вывоз туристов на себя. В то же время введение дополнительных финансовых гарантий для операторов, которые заказывают чартерные рейсы, могло бы сделать такие туркомпании более дисциплинированными», - полагает она.

Вопросу фингарантий была посвящена значительная часть рабочей встречи. Ведь на сегодняшний момент многие крупные операторы идут на разнообразные ухищрения, чтобы снизить их сумму, что вызывает законное недовольство «играющих по правилам» коллег. «Понятие «объем денежных средств, полученных от реализации туристского продукта» нужно конкретизировать, а именно: размер фингарантий высчитывать исходя из валовой выручки, а не из прибыли, а также отталкиваясь от количества обслуженных туристов», - говорит генеральный директор «Азимут» и консультант в туризме Галина Мазур.

Но не только размер имеет значение: по словам Ирины Лукашевич, президента Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, даже в «спокойные времена» убыточность страхования ответственности туроператоров составляет до 90%. С коммерческой точки зрения эта сфера становится страховым компаниям неинтересна, они из сегмента уходят. Туроператорам приходится страховать ответственность в компаниях второй-третьей сотни, способность которых выполнить обязательства оказывается под угрозой. Будущее туризма Ирина Лукашевич видит в образовании саморегулируемых организаций.

 «Страховая компания за год в среднем может получить от туроператоров не более 60 млн. руб. в качестве премии. А выплаты по неисполнению обязательств больше в разы. Только страховая организация, контролируемая государством, в состоянии справиться с такими объемами», - полагает её бывший коллега, а ныне региональный директор Ассоциации «Мир без границ» Юрий Цуркан.

Одна из важных инициатив, которую давно озвучивает Российский союз туриндустрии, - страхование ответственности туроператора по каждому договору о реализации туристского продукта. В идеале такая практика, во-первых, позволила бы каждому туристу получать от страховой компании деньги за тур полностью, а не пропорционально, как это обычно происходит сейчас. Во-вторых, стало бы возможно оценить реальный объем туристов, который каждая туркомпания отправляет на отдых.

По мнению директора Департамента комплексного обслуживания путешественников ООО «Страховое общество «Помощь» Гаянэ Календжян, пока это невозможно. В риски страховки от невыезда «банкротство туроператора» не входит; теоретически турист может сам застраховать свой риск, возникающий вследствие неисполнения обязательств туркомпании, но эту сумму (а страховщики говорят, что она будет весьма значительной) ему придется выложить из собственного кармана. Тем не менее, и региональный, и Всероссийский союзы страховщиков в рамках рабочих групп прорабатывают сейчас варианты внедрения такого вида страхования или разумных альтернатив.

Ещё один вопрос, терзающий представителей страховых компаний – отсутствие четкой формулировки понятия «приостановка деятельности туроператора». Когда это должно происходить, есть ли условия или ограничения? Страховщики хотели бы прописать в законе четкие критерии, которые характеризовали бы приостановку деятельности как правомерную или неправомерную.

 «Я не согласен с тем, что отрасль больна. Правда, сейчас мы все отравлены вирусом недоверия друг к другу, - полагает генеральный директор туроператора «Верса» Владимир Дорофеев. – Туриндустрию пытаются обвинить во всех грехах, но турфирмы – не мошенники: схема «Идеал-тура» с турбизнесом не имеет ничего общего». По мнению руководителя «Версы», те механизмы, которые существуют на сегодняшний день – включая «Турпомощь» и фингарантии – сами по себе неплохи, но проблемы возникают при их реализации.

Владимир Дорофеев уверен, что часть ответственности за путешественников должно взять и государство: необходим комплекс межправительственных соглашений, которые позволили бы туристам приостановивших деятельность фирм спокойно продолжать отдых в стране пребывания под гарантии оплаты государством и затем в срок вылетать на родину. А свои затраты государство могло бы впоследствии компенсировать и за счет туроператоров. Добавим, что такая система позволила бы отказаться от Ассоциации «Турпомощь» и уменьшить число туристов, обращающихся в страховые компании.

«Мы хотим исполнять закон, но фактически помочь нам в этом никто не готов», -поддерживает коллегу генеральный директор «Солвекс-Турне» Тамара Халецкая. С её предложением – расширить контрольно-надзорные полномочия Федерального агентства по туризму, разрешив ведомству, в том числе, аудит туроператоров – согласно практически все отраслевое сообщество.

А вот с чем категорически не согласны туроператоры, так это с идеей выдавать документы об оплате отельных броней и авиабилетов на каждого отдельного туриста. Это просто невозможно технологически – у всех туроператоров разные модели взаимодействия со средствами размещения, и оплаты часто происходят по графику за блоки мест, а не за отдельных путешественников.

Участники встречи затронули и несколько иных вопросов (взаимоотношение туроператоров и турагентов, антидемпинговое законодательство и пр.), каждый из которых требует отдельной проработки.

«Естественно, что мнения многих членов СЗРО РСТ по рассматриваемым вопросам разнятся. Но общая тенденция видна – туроператоры выступают за дифференциацию: по наличию и отсутствию чартерных программ; по размеру финансового обеспечения; по взносам в «Турпомощь». Ведь, в конечном счете, небольшие, но устойчивые туроператоры не должны расплачиваться за грехи чересчур амбициозных компаний, которые не справились с управлением бизнесом», - резюмирует директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская.

Источник: Турпром
Комментарии