Медведев рассказал об ответе на санкции против «Добролета», в европейском небе могут начаться воздушные войны

Турпром 07.08.2014 16:25
Просмотров: 3371

Три санкционных меры против западных перевозчиков «на столе» и одна принятая к действию – такова реакция российского правительства на введенные санкции против «Добролета». Пока введен запрет только на транзитные рейсы через российскую территорию для украинских авиакомпаний, но «на столе», как в четверг заявил премьер Дмитрий Медведев, лежат наготове три другие запрета, чувствительные уже для европейских и американских перевозчиков. Самое примечательное, что одна лишь вчерашняя «утечка» о таких санкциях обвалила биржевые котировки европейских и американских авиакомпаний.

Пока из санкционных мер, названных российским правительством, выполнена только одна: Россия запрещает транзит рейсов украинских авиакомпаний через свое воздушное пространство. «Есть одно решение, которое правительством принято: речь идет о прекращении транзитных рейсов украинских авиакомпаний, выполняющих полеты через воздушное пространство России в целый ряд стран: Азербайджан, Грузию, Армению, Турцию», - заявил в своем выступлении на заседании правительства Дмитрий Медведев.

Однако «на стол» положено и решение о запрете на транзит в ЮВА и на Дальний Восток для европейских и американских авиакомпаний. «Это очень жесткая мера, но о ней следует упомянуть», -  заявил Медведев. Такие полёты через территорию России позволяют авиакомпаниям экономить до €20 тысяч на каждом рейсе. Более «мягкая» мера, впрочем, тоже весьма убыточная для западных перевозчиков – изменение точек входа и выхода в пространство России. Это скажется на цене билетов, которые продаются западными компаниями, отметил премьер. «Также Россия готова пересмотреть правила транссибирских маршрутов. В частности, для стран ЕС такой пересмотр может состояться в полном объеме, а с США будут прекращены переговоры по использованию транссибирских маршрутов», - прокомментировал премьер. Транссибирский маршрут - самый короткий при полете из Европы в Азию. Чтобы сэкономить на топливе и других затратах, им пользуются все европейские и азиатские авиакомпании. По оценкам эксперта минтранса, это повлечет за собой увеличение полетного времени и, как следствие, рост издержек авиаперевозчиков, связанных с расходом топлива на рейсе и заработной платой кабинных экипажей. Таким образом, европейские перевозчики потеряют в конкурентоспособности по сравнению с азиатскими авиакомпаниями, т.к. стоимость из авиабилетов в Азию вырастет до 2 раз.

Несмотря на то, что эти угрозы пока оставлены «на столе», рынок уже отреагировал. По информации ИТАР-ТАСС, суммарные потери капитализации крупнейших европейских и американских авиакомпаний к середине среды достигли $4.5 млрд. Так, в среду 6 августа лишь на одних слухах на европейских биржах начался обвал акций авиаперевозчиков. В итоге акции Air France дешевели на 4.7% - до €7.15 за бумагу (за два дня капитализация компании рухнула на 11% - больше €220 млн). Котировки германской Lufthansa просели на 2.9% - до €12.45 за акцию, за два дня опустившись на 10% (около €570 млн). Кстати, именно отказ Lufthansa от техобслуживания и послужил одной из причин ухода с рынка «Добролета». Кроме того, и на американских биржах падали акции авиакомпаний США: Delta по итогам последней торговой сессии подешевела на 2.82% - до $36,23 за акцию (капитализация опустилась на $1.1 млрд), American Airlines - на 2.5% до $37.18 за бумагу (потери по стоимости - $675 млн). Котировки United Airlines рухнули на 3.43% до $43.94 за акцию (потери - $562 млн).

При этом европейцы уже готовят «на стол» ответные меры. По крайней мере официальный представитель Еврокомиссии в Германии австриец Рихард Кюнель уже громко заявил, что если Россия запретит европейским авиакомпаниям совершать транзитные полеты над своей территорией, Евросоюз в свою очередь закроет воздушное пространство для российских перевозчиков. По словам представителей Евросоюза, воздушные коридоры установлены международными договоренностями, которые обязана соблюдать и Россия, так же как и правила ВТО. «Это значит, что Россия не может в одностороннем порядке принимать какие-либо меры, не нарушая при этом международное право», - верещат европейцы.

При этом международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) надеется, что политические осложнения между Россией и Евросоюзом, объявившим ранее о программе секторальных санкций против российской экономики, не будут влиять на договоренности по использованию европейскими авиакомпаниями транссибирских маршрутов.

Источник: Турпром
Комментарии