К хаосу на туристическом рынке привели санкции против «Добролета»?

Турпром 04.08.2014 17:49
Просмотров: 2031

Странные «совпадения» отметил туристический рынок в громких происшествиях последнего уик-энда. Корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» представители различных туроператоров озвучивали две версии с этим связанные, одна из которых имеет явно конспирологическую природу, однако опирается на вполне логические рассуждения.

Так, на фоне масштабного краха «Лабиринта» относительно незаметно прошла новость о том, что деятельность приостановил также и лоукостер «Добролет». Причина его остановки, очевидно, имеет политическую подоплёку – это санкции, наложенные ЕС. При этом эксперты попытались найти между этим событиями прямую причинно-следственную связь.

Как сообщает на своём сайте сам Добролет, «в связи применением экономических санкций, введенных ЕС в отношении «Добролет», ряд европейских контрагентов сообщил об отказе выполнять свои обязательства перед авиаперевозчиком – аннулировано действие договоров лизинга, технического обслуживания и страхования воздушных судов, а также предоставления аэронавигационной информации. В условиях беспрецедентного давления, оказываемого на компанию «Добролет» со стороны европейских контрагентов, перевозчик вынужден приостановить полеты и продажу билетов». До 15 сентября по маршруту Москва-Симферополь перевозчиком было запланировано 172 разворотных рейса, на которые купили билеты 61.6 тысяч туристов, а в Волгоград до 20 августа запланировано 17 рейсов, на которые продано более 4.5 тысячи авиабилетов.

Санкции ЕС против «Добролета» объяснялись тем, что, летая из Москвы в Симферополь, лоукостер «облегчал интеграцию Крыма в РФ». Санкции предполагают запрет европейским компаниям предоставлять авиакомпании доступ к финансовым ресурсам и заморозку активов компании в ЕС. По данным источников «Коммерсанта», основной проблемой для Добролета стал отказ ирландской «SMBC Aviation Capital» выполнять договор лизинга на Boeing 737-800NG. Они должны были стать основой парка лоукостера - до конца этого года Добролет планировал получить 2 самолетов (ещё 8 в 2015 году), 2 уже поставлены. Но и имеющийся парк не мог больше нормально работать: немецкая «Lufthansa Technik» отказалась осуществлять техническое обслуживание этих лайнеров.

Однако странности всей этой истории придаёт тот факт, что все обязательства «Добролёта» переданы другой авиакомпании, входящей в холдинг «Аэрофлота» - «Оренбургским авиалиниям», ставшей прямым катализатором краха «Лабиринта». «Пассажиров «Добролёта», у которых есть билеты на рейсы Москва – Симферополь и Москва – Волгоград до 15 сентября и 20 августа соответственно, перевезут «Оренбургские авиалинии». Остальным должны вернуть полную стоимость билетов», - говорится в сообщении лоукостера.

Именно появление «Оренбуржцев» и породило конспирологическую версию, согласно которой инициатором краха «Лабиринта» мог стать «Аэрофлот», которому понадобились мощности «Оренбургских авиалиний» для выполнения программ «Добролёта». Собеседники, с которыми удалось пообщаться корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ», полагают, что «Аэрофлот» вполне мог «поднажать» на «Оренбургских», которые являются его дочерней компанией и к тому же задолжали ему около 3 млрд рублей, чтобы они «вовремя» вспомнили о накопленном туроператором долге и разорвали с ним отношения. И действительно, столь резкий демарш «Оренбургских авиалиний», пришедшийся на вечернее нерабочее время вечера пятницы, довольно трудно объясним с нормальной логической точки зрения (информацию об отмене 36 рейсов авиакомпания распространила примерно в полвосьмого вечера накануне массовых заездов субботы и воскресенья).

Впрочем, есть и другое объяснение переориентации бортов «Оренбургских» на крымское направление: она могла стать не причиной, а следствием. Ведь тем самым «Аэрофлот» одновременно закрывает потери «Оренбургских авиалиний» от вынужденного простоя самолетов, а также спасает программы «Добролёта».

В тоже время, стоит добавить, что и сам нацперевозчик, а также другие российские авиакомпании, от санкционной угрозы вовсе не застрахованы. Дело в том, что практически все отечественные авиакомпании погрязли в иностранной технике. Так, «Аэрофлот» располагает флотом, состоящим из 143 пассажирских самолетов, 118 из которых – разные модели Airbus, плюс 15 «Боингов». И только 10 самолетов являются отечественными - это модели Sukhoi Superjet 100. Ситуация у «Трансаэро» ещё хуже: авиаперевозчику принадлежит 101 судно, из которых практически все самолеты – европейских и американских производителей. Следовательно, при желании США наложить санкции на основных российских перевозчиков, что в условиях фактической экономической войны исключать никак нельзя, им не составит особого труда практически парализовать всю отечественную авиационную и туристические отрасли.

Однако помимо будущего российской авиации редакцию инфогруппы «ТУРПРОМ» волнует и другой аспект данной проблемы. Почему после запрета «шумных» советских самолетов в начале 2000-х, отечественное авиастроение фактически было слито государством в угоду боингов и аэрбасов? Ведь с молчаливого одобрения властей практически все российские авиакомпании перешли на импортную технику. Так станет ли история с «Добролетом» стимулятором для развития отечественного авиапрома и авиационной независимости или вновь мы будем летать на иностранной рухляди?

Напомним, что все подробности краха туроператора «Лабиринт» читайте в сюжете «Крах Лабиринта», где в хронологическом порядке собраны все новостные материалы этой тематики.

Также онлайн трансляция экстренного выпуска «Эксперта недели» пройдёт на портале «ТУРПРОМ» с понедельника 04.08 по пятницу 08.08.14 по адресу http://www.tourprom.ru/profi/content/expert/236/, где эксперты ответят на все актуальные вопросы пострадавших турагентов и туристов.

Источник: Турпром
Комментарии