«Робингуды» южных трасс

Иван Сергеев, 24.08.2016 11:46
Просмотров: 132556
Сезон отпускных автопутешествий ещё далеко не завершен, по российским дорогам по-прежнему тянутся вереницы семейных авто, стремящихся ухватить кусочек вожделенного «бархатного сезона».

Теснота на трассе чревата авариями, способными, даже в случае своей незначительности –  изрядно испортить предстоящий отпуск. Придется искать мастерскую и оплачивать работы из отпускных, а потом выбивать компенсацию по страховке. Расправиться с этими проблемами вам предложит солидный господин с вызывающей доверие визиткой. Не спешите соглашаться!

Что чувствует человек, только что попавший в ДТП? Досаду, растерянность. И вроде нет ничего предосудительного, если некий юрист-профессионал берется ему помочь. Он возникает, как черт из табакерки, хотя вы вообще-то вызывали инспектора ГИБДД. Представляется аварийным комиссаром – автоюристом из адвокатского бюро. И предлагает вам подписать договор (или доверенность) о передаче прав на представление ваших интересов в суде против страховой компании. Нанесенный ущерб ваш спаситель готов выплатить прямо сейчас, на месте. Все легально и законно – это вам и инспектор подтвердит. А вот как раз и он.

Вы понимаете, что «деньги сейчас» – это несколько меньше, чем «деньги потом» – в автосервисе. Зато сейчас! И о переговорах со страховщиком голова болеть не будет. Вы вздыхаете с облегчением: повезло с этим комиссаром!

Вам-то, может, и повезло (хоть и, приложив минимум стараний, получили бы вы несколько больше денег). Не повезло страховой компании, оформлявшей вам полис ОСАГО.

 С недавних пор в России, главным образом, в южных ее областях – Ростовской и Волгоградской, а также в Краснодарском и Ставропольском краях, в Дагестане, Хакассии и некоторых других регионах – возник дефицит полисов ОСАГО. Какому страховщику ни позвонишь, везде ответ: мы этим больше не занимаемся. Страховые компании стали повально отказываться от программы обязательного автострахования, всегда прежде считавшейся прибыльной – а по сути, в следствие своей обязательности, основным куском хлеба для страховой компании.

С этим-то дефицитом, проанализировав данные МВД, ФНС и Росфинмониторинга, решили разобраться Генпрокуратура РФ и Центробанк (надзорное ведомство в сфере страхования). И пришли к выводу: продавать полисы стало невыгодно, поскольку массовые судебные процессы, затеянные автоюристами, разоряют страховой бизнес. Для справки: 95% судебных разбирательств по ОСАГО решается в нашей стране в пользу потерпевшего… или того, кто берет на себя «тяжкий труд» выступать от лица потерпевшего.

Бизнес автоюристов прост. Он построен на максимальном затягивании судебного разбирательства, в результате чего страховщик заплатит пени и штрафы, которые могут составить до 50% к сумме ущерба. Сам потерпевший, он ведь для начала наверняка попробует договориться со страховщиком полюбовно: вот протокол о ДТП, вот квитанция из автосервиса. И только если тот станет упорно занижать стоимость ущерба, подлежащего возмещению, подаст в суд. Это и есть практика досудебного разрешения спора. Она оговорена в Законе РФ об ОСАГО. Но аварийный комиссар, не мудрствуя лукаво, подает в суд сразу – без предварительных переговоров с «противником».

Вот как комментирует ситуацию президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс: «На рынке ОСАГО складывается тяжелая ситуация, связанная с неблагоприятной судебной практикой во многих регионах РФ. В 2011-2015 годах средний объем выплат страховщика по ОСАГО в досудебном порядке составлял 35616 рублей, тогда как по суду – 62944 рубля. Это оказывает существенное влияние на убыточность данного вида страхования».

Почему же суд, как правило, принимает такой иск, «закрыв глаза» на то, что пострадавшее транспортное средство страховщику не предъявлено и попыток досудебного решения спора не было? Да, Закон РФ об ОСАГО предписывает необходимость последней процедуры. Но другой Закон РФ, а именно им, при подобных рассмотрениях руководствуются отечественные суды, формулирует это иначе: досудебное разрешение споров возможно, но не обязательно. Этим и пользуются автоюристы. Только в прошлом году рынок автострахования потерял таких процессах примерно 10 миллиардов рублей.

Союз автостраховщиков уже обратился с официальным письмом в Верховный суд РФ, в компетенции которого – разъяснить судебным инстанциям ошибочность такой практики именно в делах по ОСАГО. Потому как при обязательности досудебного рассмотрения спора бизнес на авариях завял бы тихо сам собою. Пока же «романтики» с большой дороги зарабатывают на ДТП вроде бы по закону: оказывать правовые услуги в деле возмещения ущерба по ОСАГО ведь не запрещено.

Правоохранительные органы встревожены ситуацией. В настоящее время они готовят жесткие меры против автоюристов, наживающихся на ДТП. Но пока комиссарская «пена» распространяется по автотрассам с быстротой убегающего молока. Она уже накрывает Челябинскую, Мурманскую области. По ряду происшествий, к «разруливании» которых приложили руку столичные «робингуды», также ведется расследование.

Они, «робингуды», ведь, на самом деле, только с виду благородные. По сути же, обычные авантюристы с большой дороги.

Вообще-то стряпчии аварийного автокомиссариата – люди острожные. Но кое-кого все же удалось «поймать за руку»: в Волгоградской области, где зарегистрировано полсотни фирм автоюристов, против них в прошлом году подано 85 исков. По 40 случаям даже открыли уголовные дела. До суда, однако, большинство из них не дошло. Лишь однажды за 10 доказанных эпизодов мошенничества виновному впаяли аж год тюрьмы.

Примерно столько же аналогичных контор в Краснодарском крае. В первом полугодии 2016 года против них было возбуждено 31 уголовное дело по случаям мошенничества в сфере страхового бизнеса. Но и там все для придорожных комиссаров обошлось без проблем.

Профилактика заболевания – штука, как известно, не менее важная, чем лечение. Так и с автоюризмом. С этим вирусом можно бороться одним лишь методом – вакцинацией. То есть превентивными мерами.
Комментарии

Материалы по теме