Сфера туризма: работы много, а трудиться некому

Сергей Владимиров, 11.12.2013 16:12
Просмотров: 23616
Российский рынок труда в сфере туризма за счет роста внутреннего турпотока, появления новых инфраструктурных объектов и проведения масштабных мероприятий в последние 2-3 года ежегодно растет на 50%. Однако, как и в других отраслях экономики страны, он характеризуется серьезным структурным дисбалансом, основная черта которого – дефицит квалифицированного персонала на фоне избытка кандидатов на вакансии.

Тот факт, что количество свободных рабочих мест на рынке труда в туризме действительно растет, неоспорим. Причем это происходит не только в секторах выездного или внутреннего туризма, но и в сегменте MICE. Так, по данным компании HeadHunter, число вакансий только в этой области за 2 года в стране возросло на 179%.

Выбор есть не у всех

Приблизительную картину рынка труда в туристическом секторе страны составить можно с помощью универсального инструмента, анализирующего множество сетевых интернет-ресурсов. Например, http://rabota.yandex.ru/ обобщает сведения о вакансиях с сайтов http://hh.ru/, http://www.superjob.ru/ , http://www.job.ru/, http://www.rabota.ru/.

По данным на середину декабря 2013 года, в России актуальны более 3 тыс. туристических вакансий по 41 профессии. При этом основная доля приходится на «продавцов».

Однако объемы вакансий по территории страны распределены крайне неравномерно: каждое пятое свободное рабочее место в сфере туризма РФ находится в одной из ее столиц (в Москве или Петербурге). Причем, чем дальше в «глубинку», тем меньше у кандидатов выбор.

Конечно, в Петербурге или Москве найти место, казалось бы, проще. Но здесь и число кандидатов-конкурентов совершенно иное. По данным HeadHunter, например, в Петербурге на одну туристическую вакансию приходится свыше 4 резюме, в то время как в Омске у работодателей фактически нет выбора. Да и в большинстве других крупных российских городов на места в сфере туризма, как правило, претендует в прямом смысле 1,5 «человека».

Зарплата «буксует»

В Москве «средний» менеджер по продажам в туризме имеет возможность зарабатывать вдвое больше, чем во многих (особенно южных и центральных) регионах России.

В этом отношении конкуренцию московским зарплатам могут составить только доходы «продавцов» в Петербурге или Самаре, но и они проигрывают, так как средний уровень заработной платы менеджеров по продажам туруслуг в этих городах едва достигает 80% от доходов их московских коллег.

Даже беглого взгляда на цифры достаточно, чтобы понять: уровень доходов в отрасли практически не растет. В лучшем случае речь идет об увеличении заработных плат на уровень инфляции (по прогнозам, в этом году он составит в РФ 6,4%) и далеко не всегда достигает даже 10%. Увы, но сфера туризма оказалась одной из тех, в которых работодатели в части оплаты труда сотрудников действуют в соответствии с рыночной ситуацией. А поскольку, год для российского туризма выдался не лучший, и в ближайшее время  рассчитывать на повышение уровня доходов не приходится.

Впрочем, если учитывать, что значительная часть сотрудников туристического бизнеса страны работает по системе оклад+проценты, некоторые перспективы все же есть: многое зависит от рвения и умения реализовать «товар».

Ищем таланты

Кстати, со специалистами в туризме тоже есть проблемы. Причем они носят не местечковый, а системный характер.

Кто чаще всего требуется? В трех случаях из четырех опытный «продавец» туристических услуг. Типичные требования – опыт работы от года, знание базовых направлений (плюс знание отельной базы), хорошее владение ПК, коммуникабельность, умение убеждать. В обязанности «спецов» входит подбор индивидуальных и групповых туров, консультирование клиентов, бронирование всех видов туристических услуг, подготовка документов.

Кто ищет работу? На 80-90% это претенденты, не имеющие нужного опыта, либо не соответствующие требованиям работодателей по тем или иным причинам. При этом даже такие соискатели в отношении заработной платы не стесняются: по данным HeadHunter, запросы кандидатов в среднем на 10-15% превышают условия по оплате труда, которые им предлагают.
В результате происходит структурный дисбаланс: соискателей вроде бы много, и вакансий достаточно, но совместить интересы работодателя и кандидата получается далеко не всегда. А вакансии нередко так и остаются актуальными…

«Увы, но даже на рядовую должность менеджера по работе с агентствами из 20-30 кандидатов с трудом удается найти одного стоящего. – констатирует генеральный директор представительства Pegas Touristik в Петербурге Мария Бакерина. - Дело даже не в знаниях: если он чего-то не умеет – мы можем научить. Но когда человек не способен грамотно строить свою речь и общаться – помочь сложнее…»

«Хотите простой пример, наглядно иллюстрирующий проблему? – говорит директор СПб филиала Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин. - В своем общении со студентами старших курсов разных туристических вузов страны я задавал один и тот же вопрос: «Что такое рекрейт?» (цена номера в отеле, по которой его может купить любой человек). Знаете, сколько получил ответов? Ноль! Но это не вина студентов, а беда нашей системы образования. В тех стандартах, которые сейчас используют, теории полно, а практики мало. Да и преподают, в основном, люди, далекие от реального бизнеса. Откуда же взяться кадрам, которые действительно нужны?»

Практики утверждают: несмотря на годы учебы, значительная часть студентов представляет себе работу в туризме как бесконечную череду заграничных командировок по принципу «все включено». И мало кто знает, что это тяжелый (и в психологическом плане тоже), нервный труд, связанный с постоянным общением. К тому же во многих учебных заведениях России подготовка ведется так, что даже старшекурсники не могут ответить на элементарные вопросы.

«О каком качестве обучения может идти речь, если во многих вузах, ведущих подготовку специалистов для сферы туризма, имеется одна профильная кафедра? Подавляющее число филиалов, а подчас и самих вузов, профильными не являются», – возмущается Тамара Власова, президент Национальной академии туризма.

С мнением коллеги согласен и ректор Российского госуниверситета туризма и сервиса Александр Федулин. «Многие туристические кафедры создавались в непрофильных вузах с целью привлечения абитуриентов на популярную специальность. Сейчас, когда речь идет о систематизации туристского образования и повышении его качества, нужно оставить его только в сильных учебных заведениях, способных обеспечить высокий уровень подготовки», - считает он.

Действительно, по данным Ростуризма, по трем профильным направлениям («Туризм», «Гостиничное дело» и «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм») подготовку специалистов в России ведут 316 вузов и еще 181 вузовский филиал. Каждый третий госвуз и каждый пятый коммерческий обязательно выпускают «профессионалов» в туризме.

Качество подготовки многих выпускников, формально получивших дипломы о высшем образовании, нередко хромает. Почему? Причин много, но самые значимые – отсутствие связи между теорией и практикой, а также уровень преподавания.

Игорь Мазулов, генеральный директор группы компаний «Петротур», сам преподающий в вузе, не без сожаления говорит, что «многие профильные педагоги, сами туризмом никогда не занимались», а потому и в процессе обучения используют методики и инструменты, которые в реальности давно уступили место более современным программам.

В результате сложилась ситуация, при которой даже обучение за большие деньги не дает нужного качества. Дипломированных специалистов масса, а по-настоящему работать их так и не научили.

Кстати, недавно на конференции в Петербурге звучало предложение ввести аккредитацию туристических вузов при Ростуризме, однако она вряд ли возможна хотя бы в силу того, что ведомство не располагает такими полномочиями. Вместе с тем целый ряд шагов для улучшения качества обучения «туристическим» профессиям все же предпримут.

В частности, Евгений Писаревский, заместитель руководителя Ростуризма, заявил, что речь пойдет о внедрении системы рейтингования вузов (она, скорее всего, появится уже в 2014 году), включении в образовательные программы пособий из «Золотой серии» учебников по туризму и создании системы непрерывного послевузовского обучения специалистов по всей России. В том числе их будут учить основам инвестиционной деятельности в туризме, продвижению и управлению туристическими дестинациями, государственному и муниципальному управлению в туризме, новейшим информационным технологиям.
 
Комментарии

Материалы по теме