Водный туризм: кризис преодолён, – курс на развитие

Адриана Смирнова, 25.10.2013 12:43
Просмотров: 9231
В 2012 году речными артериями России воспользовались 13,7 млн. человек, из которых на туристские маршруты пришлось всего 345,8 тыс. путешественников. Эксперты отмечают, что в этом году ситуация выровнялась, интерес к путешествиям по воде повысился. Круизная отрасль преодолела кризис после крушения «Булгарии». В сегменте яхтенного туризма также наметилась положительная динамика. В этом обзоре поговорим о проблемах, перспективах, возможностях водных путешествий в РФ.

Круизы: что нового?


В этом году представители российской круизной индустрии фиксируют рост продаж.

По словам генерального директора компании «Речфлот» Александра Землянского, интерес к речным круизам существенно вырос, последствия крушения «Булгарии» полностью преодолены, и спрос в большей степени сегодня зависит от погоды.
Эксперты отрасли указывают, что отрасль речного туризма развивается, несмотря на ряд проблем. Среди них: неразвитость инфраструктуры, несовершенство законодательной базы, необходимость обновления речного флота.

«Хотя последние годы ситуация в сегменте речного туризма была довольно сложной, в этом году мы наблюдаем повышение спроса. В нашей компании уровень продаж вырос на 10-15% как  на внутреннем рынке, так и во въездном сегменте»,- заявила журналу TRN директор круизных программ компании «Водоходъ» Елена Майоршина.

Регионы страны стали больше внимания уделять развитию сферы водного туризма. К примеру, в Хабаровском крае создали «Первую Амурскую круизную компанию».

Среди первоочередных задач новой организации – создание «Центра круизного туризма», обустройство причалов по маршруту круизов, а также приобретение современных судов.

Кроме того, компания планирует в 2014 году строительство на верфях КНР круизного судна класса «река-море» вместимостью до 80 человек. В перспективе рассматривается возможность закладки ещё двух судов.

Яхтенный туризм - элитный сегмент

Многие эксперты сходятся во мнении, что яхтенный туризм мог бы приносить отрасли существенную прибыль. Яркое тому подтверждение опыт зарубежных стран. Так, яхтенный туризм принёс Турции в 2010 году 4 миллиарда долларов. По словам руководителя отдела гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марины Смирновой, в Средиземном море транзит яхтенных судов даёт 12 млрд. евро в год.

«В Хорватии 84% яхтенных судов заходят в страну из иностранных государств. Причём траты яхтсменов в два раза больше, чем у обычных туристов»,- отмечает она.

Россия пока по этому показателю существенно отстаёт. По итогам 2012 года в РФ зашли всего 22 иностранные яхты.
Яхтенный туризм всё ещё нуждается в упрощении таможенного и пограничного оформления иностранных яхт, хотя в законодательном отношении в последнее время и наметились некоторые позитивные изменения. Кроме того, остаются актуальными проблемы отсутствия береговой инфраструктуры, заправок и ремонтных пунктов.

Заместитель министра курортов и туризма Краснодарского края Петр Бобрий, отметил, что для успешного развития яхтенного туризма необходимо привлечь со стороны властей и бизнеса финансирование для строительства яхтенных марин. В регионе до 2016 года планируется создать 14 марин. В настоящее время проекты по развитию водного туризма также реализуются в Костромской, Рязанской, Калужской, Ярославской, Самарской, Тверской областях, республике Карелия.

Например, в Тверской области на сегодняшний день действует пять причалов. Ежегодно они принимают более 60 круизных теплоходов – это около 20 тысяч туристов. В течение последних пяти лет в Верхневолжье было построено и введено в строй шесть новых яхт-клубов, одна марина и восемь новых причалов для яхт.

Знаковыми проектами в этой сфере для региона являются комплекс «Тверь Marina» с яхтенным портом (на 120 причальных мест) и кластер «Завидово».

Туристический порт «Завидово» может принимать свыше 500 яхт размером до 40 метров. Также построен причал, где во внешнем бассейне сможет пришвартоваться круизное судно или частные мега-яхты до 100 метров. В перспективе, когда все объекты инфраструктуры будут созданы, «Завидово» может войти в список ведущих яхтенных и круизных маршрутов по Волге.

Стоит отметить, что флотилия «Рэдиссон Ройал -Москва» планирует наладить водное сообщение с этим курортом в ближайшее время.  

По мнению председателя Совета директоров ГК «Агранта» (компании, занимающейся развитием курорта «Завидово») Сергея Бачина, в России необходимо развивать именно речные «курорты», которые были бы расположены достаточно далеко друг от друга во избежание конкуренции, но на таком расстоянии, чтобы можно было наладить перекрестные маршруты. Эксперт считает, что это расстояние должно быть не более 250 км.

Продвижение продукта. Куда движемся?..

Реклама и грамотная «упаковка» речного турпродукта также важны в развитии сегмента. Некоторые регионы объединяются для совместного продвижения. Так, в проект «Великая Волга» вошли республики Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Марий Эл, Чувашская республика, Самарская, Нижегородская, Ульяновская,  Пензенская, Саратовская, Тверская, Астраханская, Ивановская, Костромская и Ярославская области, Пермский край.

В рамках «Великой Волги» планируется создавать совместные региональные водные маршруты и продвигать их в интернет-ресурсах.

Популяризации водного туризма и повышению интереса к этой теме, также способствует проведение мероприятий, форумов, конференций.

Существенным событием в этом отношении в этом году стал международный форум речного туризма в Тверской области, который собрал более 350 специалистов отрасли со стороны власти и бизнеса. Участники мероприятия сошлись во мнении, что здесь сформировалась площадка, которая позволяет выстраивать диалог между всеми заинтересованными сторонами и выразили надежду, что форум станет ежегодным.

В соответствии со Стратегией развития внутреннего водного транспорта в РФ до 2030 года, которую недавно подготовило Министерство транспорта, в отрасль планируется инвестировать более 2,26 трлн. рублей. При этом более 1 трлн. поступит из бюджетов субъектов, а еще 1,2 трлн. — из внебюджетных источников. Однако эксперты полагают, что существенные положительные изменения в индустрии водного туризма должны наметиться уже в ближайшие 3-4 года.
Комментарии