ТИЦы остаются бессистемными

Сергей Владимиров, 15.10.2013 15:36
Просмотров: 6838
Российские туристстко-информационные центры (ТИЦ), объединенные в единую систему, вполне могли бы стать эффективным инструментом продвижения туристического потенциала страны в целом и ее отдельных территорий. Однако впервые появившуюся более года назад идею пока реализовать не удается. Так, в чем же проблема? Журнал TRN попытался это выяснить…

Необходимость в создании единой российской системы ТИЦ назрела: по количеству и качеству их развития Россия сейчас серьезно уступает европейским странам.

В нашей стране сейчас их насчитывают около 120, в то время как в названной прибалтийской, по словам председателя правления Видземской туристской организации (Латвия) Сиятса Райтиса, их уже 130. А о степени «развития» структуры российских ТИЦ говорит хотя бы тот факт, что туристско-информационного центра до недавнего времени не было даже в Москве. Да и сейчас в этом огромном мегаполисе действует всего 4 ТИЦ (в вестибюле Исторического музея, на Белорусском и Киевском вокзалах, в аэропорту «Внуково»). А в некоторых регионах России об их появлении пока даже не думают…

Зачем это нужно

Опыт тех, кто работает на рынке достаточно долго, показывает: наличие ТИЦ гарантирует дополнительный приток туристов в регион и, соответственно, увеличивает доходы всех заинтересованных сторон.

Так, Центру развития туризма «Красная изба» (Великий Новгород) – одному из первых в стране – ежегодно удается увеличивать турпоток на 15-20%.

Зампредседателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Георгий Мохов говорит о том, что первый из открытых в столице ТИЦ (в Историческом музее) «уже обрел популярность среди гостей». «Планируем установить не менее 30 интерактивных ТИЦ в гостиницах, а в целом к 2016 году в Москве будет открыто 46 центров разного типа», - рассказывает глава комитета.  

В настоящее время лидерами остаются Петербург и Ленинградская область: в каждом из этих регионов насчитывают не менее десятка ТИЦ. В Питере их 11, а Ленобласть остается единственным из «провинциальных» регионов России, где существует разветвленная сеть информационно-туристских центров в разных ее районах (сейчас их 10). В свое время она была создана при финансовой поддержке ЕС.  К тому же  в одном из районов региона параллельно работают ТИЦы разных форм собственности, в области даже проводят конкурс на звание лучшего ТИЦ.

Стоит отметить, что сегодня во время проведения в Петербурге выездного заседания Министерства культуры летом 2013 года вопрос создания в России Ассоциации ТИЦ обсуждался на уровне региональных руководителей туризма. Большая часть из них подтвердила: появление единой информационной системы и объединение ТИЦ в сеть наверняка будут способствовать росту интереса туристов к разным регионам.

«У нас с появлением ТИЦ туристы стали быстрее получать качественную информацию о тех услугах, которые им могут быть предоставлены в регионе, - констатировала руководитель Агентства по туризму республики Бурятия Людмила Максанова. – А если бы она предоставлялась и в других ТИЦ по всей стране, вполне можно было бы рассчитывать на увеличение турпотока».

С ее мнением солидарен и заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму республики Татарстан Сергей Иванов. «Система ТИЦ нужна, поскольку она позволит лучше представлять наши регионы потенциальным туристам в других территориях: придя в «свой» ТИЦ, человек сможет получить максимум информации из отдаленного региона», - уверен он.
Уже есть примеры прямого сотрудничества: не дожидаясь появления единой системы, об этом договорились ТИЦы Петербурга и Великого Новгорода.

«Это важно для обеих сторон, - считает директор Центра развития туризма «Красная изба» Марина Лебедева. - Благодаря соглашению появилась площадка для общения и обмена информацией, реализации совместных проектов и продвижения городов на внутреннем и международном туристских рынках. В выигрыше окажутся и клиенты: в Петербурге можно будет получить актуальную информацию о туристическом потенциале Великого Новгорода, а аналогичную информацию о Петербурге - в офисах «Красной Избы». Благодаря этому турпоток в обе стороны увеличится».

Однако пока выгодное всем сторонам объединение российских ТИЦ в единую систему пока так и не случилось.

Неформат

Стоит напомнить, что появление единой системы ТИЦ предусмотрено Федеральной целевой программой по развитию внутреннего и въездного туризма. Однако в середине лета 2013 года руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков заявил, что «пока создать Ассоциацию ТИЦ весьма затруднительно».

«Сейчас у нас нет даже определения ТИЦ, а существующие в стране структуры настолько разнолики, что говорить об их общности сложно, - считает он. – Во многих случаях некоторые функции ТИЦ выполняют турфирмы, где-то это государственные организации, а где-то одновременно представлены разные формы. Создание ассоциации полезно и возможно, но для этого нужно выработать общие критерии объединения и определиться с тем набором функций, который должен выполнять ТИЦ».

В настоящее время ТИЦ в России существуют аж в 14 организационно-правовых формах. Казенное госучреждение, агентство, некоммерческое партнерство, бюджетное учреждение, ООО и  еще около десятка организационно-правовых форм, которые предполагают соответствующие формы финансирования. «Городское туристско-информационное бюро Петербурга», например, действует как государственное казенное учреждение и предпринимательской деятельностью не занимается.

Первый в России ТИЦ, знаменитая новгородская «Красная изба», за время своего долгого существования сменила несколько организацонно-правовых форм и сейчас работает в виде муниципального бюджетного учреждения. А во Владивостоке схожий по задачам информационно-туристский центр организовала частная компания – ЗАО «Владивостокский морской пассажирский терминал», который и содержит его на собственные средства.

ТИЦы в России создают и как отдельное бюджетное предприятие, и как часть уже существующей структуры (музея, отдела администрации муниципалитета, центра поддержки предпринимательства), и в виде частного бизнеса. Кто-то живет исключительно на бюджетные деньги. Кто-то – на взносы участников. А кое-где активно занимаются и предпринимательством.

В результате одни еле сводят концы с концами, а другие - вполне окупаемы…

"Сейчас в каждом регионе проблему организации и финансирования ТИЦ решают по-своему, - говорит генеральный директор СПб ГКУ «Городское туристско-информационное бюро Петербурга» Нана Гвичия. – Для кого-то удобнее и проще существовать на бюджетные деньги, а кто-то полагается на свою предпринимательскую инициативу. Выработать единый подход к организации ТИЦ очень сложно: скорее, речь должна идти о создании профессиональной ассоциации".

«Пока каждый из нас действует методом проб и ошибок, полагаясь на собственное понимание целей и задач ТИЦ, - уверена генеральный директор ООО «Туристско-информационный центр Казани» Наталья Абрамович. – Но настала пора наладить систему взаимодействия, при которой туристы в любом из существующих в стране ТИЦ смогут оперативно получать полную и достоверную информацию не только по местному региону, но и по другим. На мой взгляд, создание единой системы стало бы серьезным шагом для развития въездного и внутреннего туризма».

Подавляющая часть специалистов сходится в одном: пока единственным вариантом объединения разношерстных центров может быть лишь добровольное участие в профильной ассоциации. На вопрос о том, на каких принципах может быть построена федеральная сеть ТИЦев, ответить сложно, так как слишком разнятся регионы и по уровню развития.

Стоит очертить круг компетенций

Опыт успешно работающих ТИЦ (таких как в Казани или Великом Новгороде), а также аналогичных сетевых структур показывает, что бюджет подобного учреждения не так и велик – около 500 тыс. рублей в год.

Однако он во многом зависит от целей и задач центра: если среди них присутствует задача продвижения региона или формирования его бренда, то расходы могут быть значительно больше. В этом отношении наличие эффективно работающих связей с местным турбизнесом играет первостепенную роль, так как именно он может брать на себя часть расходов.

Эксперт Оксана Борисова из Владивостока, к примеру, не скрывает, что организовавший ТИЦ порт, прежде всего, сам заинтересован в его наличии. «Форма существования ТИЦ – проблема вторичная, которую каждая из территорий может решать в соответствии со своими финансовыми возможностями. – считает она. – Ведь главная задача ТИЦ - информировать туристов и продвигать регион. Если он делает это эффективно, то в выигрыше остаются все».

ТИЦ является наиболее эффективным инструментом тогда, когда власти региона наравне с бизнесом входят в состав некоммерческого партнерства, «вкладываясь» в него финансово. Причем за рубежом их доля, как правило, определяющая – не менее 50% всего объема финансирования. Однако в России мэрия города, к примеру, не может стать учредителем ТИЦ в случае, если его правовой формой является некоммерческое партнерство. А бизнес порой неохотно «вкладывается» в проекты, отдачу от которых быстро получить нельзя. Вот и приходится организаторам выбирать…

Один из вариантов – идти по пути максимального использования современных технологий, открывая большие ТИЦ лишь в узловых точках скопления туристов. То есть на вокзалах, в аэропортах и возле главных достопримечательностей. В остальном – использовать электронные терминалы.

Именно так, к примеру, намерены развивать структуру ТИЦ в Москве. По словам заместителя председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы  Георгия Мохова, к уже имеющимся «большим» ТИЦ в будущем добавятся на Ленинградском и Павелецком вокзалах, а затем - в аэропортах «Домодедово» и «Шереметьево», на Старом Арбате и у касс Большого Кремлевского дворца.

Как бы то ни было, но идея появления общероссийской Ассоциации ТИЦ осенью вновь будет обсуждаться во время деловых встреч профессионалов турбизнеса в Москве и Петербурге. Задача сложная, но есть и цель - реализовать идею к началу следующего года.
 
Комментарии