Приграничный туризм на берегах Черного Дракона

Алина Хорошева, 08.10.2013 12:23
Просмотров: 17201
Когда две самые большие страны мира, – одна по территории, а другая – по численности населения, объединяют усилия, причем не столь важно, в какой именно плоскости, высокий результат предопределен… Чтобы убедиться в этом наглядно и определить дальнейшие пути взаимодействия, Россия и Китай в конце сентября  провели II часть «Russian Tourism Road Show» и Международный Форум по сотрудничеству в сфере туризма. Принимали участие в масштабных мероприятиях и представители СМИ, в том числе журнал TRN.

Форумы проходили 25-26 сентября 2013 года в приграничном молодом городе Хэйхэ провинции Хэйлунцзян. Организаторами выступили Федеральное агентство по туризму России и Туристическая ассоциация «Мир без границ».

Место проведения было выбрано не случайно: провинция Хэйлунцзян является центром российско-китайского пограничного туризма и действующей площадкой российско-китайских инвестиционных проектов в сфере туриндустрии. Хэйхэ расположен на берегу Амура, напротив российского города Благовещенска, с которым связан регулярным речным сообщением.

Профессионалы туристской отрасли, эксперты по инвестиционной тематике и инвесторы обсудили вопросы, связанные с развитием приграничной инфраструктуры туризма, популяризации комбинированных маршрутов и программ.

Первый день мероприятия был посвящен проблематике создания благоприятной инвестиционной среды, укреплению сотрудничества между туристическими центрами России и Китая и расширению взаимодействия в области туризма.

Участникам форума презентовали туристские продукты и инвестиционные проекты. В том числе российско-китайский проект «Большой Амур», «Маленькая Венеция», «Золотая миля», новые туристические маршруты – «Города-близнецы», «Остров Большой Уссурийский».

Во второй день «Russian Tourism Road Show» обсуждалась реализация инвестиционных проектов в области оздоровительного и лечебного туризма, были представлены российские и китайские оздоровительные курорты.
В мероприятиях принимали участие представители туристских администраций и бизнеса республики Бурятия, Амурской, Владимирской, Томской областей, Хабаровского края и других регионов России, а также представители турбизнеса и туристических властей Китая.

«Золотая миля» - путь в Поднебесную через небо

В рамках этого уникального проекта между городами Хэйхэ и Благовещенск будет построена трансграничная канатная дорога через реку Амур. Она соединит два города и будет использоваться не только как основа нового круглогодичного пограничного пункта пропуска «Благовещенск - Хэйхэ» со средней пропускной способностью 600 человек в час, но и как уникальный развлекательный комплекс, привлекательный для туристов.

Реализация проекта уже началась. В настоящее время ведутся активные работы по проекту берегоукрепления набережной Амура, который финансируются за счёт средств федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Для возведения канатной дороги будет задействована территория намывной набережной реки общей площадью  396 000 кв.м.

Стоит отметить, что китайская сторона рассматривает город Хэйхэ как один из важнейших центров международного сотрудничества и торговли с Россией и активно поддержала предложенную правительством Амурской области концепцию «Города-Близнецы». Она рассматривает два пограничных города как единый историко-туристический комплекс, своеобразный эталон взаимоотношений между двумя государствами.

Как полагают власти Амурской области, проект «Золотая миля», станет отправной точкой для развития туристического кластера региона и всего Дальнего Востока.

«Маленькая Венеция» - новый облик старого города

Как было заявлено в ходе Форума, в 2014 году в Благовещенске начнется реализация масштабного и довольно необычного проекта «Маленькая Венеция», стоимость реализации которого составит порядка 10 млрд. рублей. Этот проект, как и «Золотая миля», направлен на увеличение турпотока в Приамурье.

«Маленькая Венеция» представляет собой своеобразный город в городе, полноформатную копию всемирно известных итальянских произведений архитектуры Италии. Как полагают авторы проекта, новый фирменный стиль создаваемого турпродукта с его последующим маркетинговым продвижением позволят сформировать в сознании основных иностранных потребителей туруслуг – туристов из КНР – образ Амурской области как «маленькой Европы».

В частности удобное расположение и хорошая транспортная доступность нового туробъекта позволят получить максимальный синергетический эффект от реализации проекта. Ожидается, что  увеличится интенсивность продвижения туристических ресурсов региона в России и за рубежом, повысится общий турпоток в области и в ДФО в целом, а также объём оказанных услуг в сфере туризма области, и, соответственно, возрастет вклад туризма в экономику. Согласно предварительным расчетам, проект окупится через 10,7 лет.

Его реализация, кстати, рассчитана на две очереди. Так, на первом этапе – до 2017 года – будут построены здания, в которых расположатся торговые ряды, бутики, магазины, сувенирные лавки. На втором этапе будут строить туристско-развлекательный комплекс, общая стоимость реализации которого составит 6,3-7 млрд. рублей, то есть основная часть от общего объема инвестиций.

Как и в Венеции, в Благовещенске появится канал, воды которого будут бороздить симпатичные узорные лодочки. Как ожидается, весь комплекс построят к 2018 году. С точки зрения туристической привлекательности «Маленькая Венеция» рассчитана на китайских туристов и гостей Амурской области из России.  

Стоит подчеркнуть, что генеральным и единственным инвестором «Маленькой Венеции» выступает китайская ООО «Коммерческо-строительная компания «Хуафу», зарегистрированная в Амурской области. Для генерального директора компании – Хэ Вэньань – строительство «благовещенской Венеции» – давняя мечта, которую он, наконец, решился реализовать. По его словам, следующий шаг – возведение в Приамурье парижских архитектурных святынь.
 
Цифры и прогнозы 

Как было заявлено в ходе Форума, по экспертным прогнозам, к 2025 году туризм сможет войти в четверку крупнейших отраслей экономики Приамурья, с долей в ВРП около 10% и годовым оборотом 25-30 млрд. рублей.

Как ожидается, в 2013 году взаимный туристический поток между Россией и Китаем составит порядка 5 миллионов человек. Это несколько ниже, чем прогнозировалось ранее.

Из-за наводнения на Дальнем Востоке соседним странам придется скорректировать планы по потоку. Об этом заявил во время пресс-подхода по итогам «Russian Tourism Road Show» заместитель руководителя Государственного управления по делам туризма КНР Ву Вэньсуэ.
 
По его словам, из России в Китай турпоток снизился за прошедший период 2013 года на 6%. «Однозначно, падение потока есть и из Китая, и связано это во многом с наводнением», - сказал он.
 
Напомним, что аномальный паводок на Амуре начался с конца июля. Наводнение охватило Амурскую и Еврейскую автономную области, Хабаровский край, режим ЧС был введен в Приморье. Около 100 тысяч человек пострадали и понесли ущерб, более 20 тысяч пришлось эвакуировать.

Комментируя эту тему, в свою очередь, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский подчеркнул, что в дальнейшем важно научиться предугадывать и предупреждать подобные явления, тем самым снизив потери.
 
«Философия туризма состоит в том, чтобы, не нарушая экологической устойчивости территорий, подарить радость путешествия очень многим людям», - добавил он.
 
Участники пресс-подхода также сообщили, что на предстоящий 2014 год планы по взаимному турпотоку, скорее всего, существенно увеличат.

Как подчеркнул начальник отдела политики и режима Государственного комитета развития и реформы Китая г-н Тан Хуа, достижение этой цели может быть реально при учете шести ключевых факторов. Один из них – улучшение портовой и транспортной инфраструктуры в приграничных районах. Также важно создание системы многоуровневой координации между отраслевыми органами власти, туристическими компаниями и заинтересованными организациями обеих стран.

Кроме того, потребуется пристальное внимание уделить, собственно, самому туристическому продукту и максимально упростить процедуру организации двусторонних поездок.

Также, по словам г-на Тан Хуа, в числе первоочередных задач – обеспечение безопасности туристов на территориях, которые они посещают, и стимулирование инвестиционного процесса для развития туристической инфраструктуры.

Напомним, в прошлом году китайско-российский турпоток составил 3,3 миллиона человек.        

Отметим, по данным Росстата, за первое полугодие 2013 года Китай попал в ТОП-50 самых популярных у россиян направлений выездного туризма. В стране побывали 946 263 граждан России, что на 7% ниже, чем годом ранее. Из них 484 175 – с туристической целью (-15%).  

Как заметил в своем выступлении вице-губернатор провинции Хэйлунцзян г-н Сунь Яо, в ближайшие 10 лет ожидается значительное увеличение туристических потоков через территорию региона. В настоящее время на пограничные переходы Хэйлунцзян приходится до 50% российско-китайского турпотока.

«Мы готовы сделать провинцию платформой для всей страны с точки зрения транзитного пункта, откуда туристы будут отправляться в другие регионы КНР. В частности можем предложить тесное сотрудничество нашим южным провинциям, особенно популярным среди россиян», - сказал вице-губернатор региона.

Мэр города Хэйхэ Чжань Эньлян согласился с этим и добавил, что город имеет массу преимуществ, которые позволят ему стать отправной точкой для путешествия россиян по Китаю. Главное из них – непосредственная близость к России. Ведь города-побратимы разделяют всего 700 метров и 5 минут пути на пароме.

«Хэйхэ – это единственный пограничный пункт I класса между нашими странами», уточнил он. Кстати, для посещения города россиянам виза не нужна. По соглашению, заключённому между РФ и КНР, город Хэйхэ является безвизовой зоной для россиян. Штамп туристам ставят в пограничном пункте непосредственно на территории КНР.

Поездка в Хэйхэ будет стоить около 2000 рублей: переход нашей границы, портовый сбор в Хэйхэ, билет на паром, еще порядка 50 юаней придется потратить на таможенный сбор в Хэйхэ, однако обладателям визы платить не надо. Кстати, зимой по маршруту следует судно на воздушной подушке, то есть сообщение между городами круглогодичное. В Хэйхэ россияне могут находиться до 30 дней, но выезжать за пределы города запрещено.

Передвигаться по городу можно на общественном транспорте и на такси, которых здесь значительно больше, чем на российских улицах. Цены на поездку более чем приемлемые – 10 юаней не зависимо от того, в какой конец города надо ехать. Все основные торговые центры и магазины находятся в Хэйхэ на Главной торговой улице. Её название, к слову, выбито на двух языках – русском и китайском –  на огромных мраморных валунах, встречающих и провожающих гостей. 
  
Возможности Черного дракона


Круизы по Амуру или Черному Дракону, как называют эту великую реку в Китае, были популярны в Благовещенске и Хабаровске еще в конце 19 – начале 20 века. А в 1924 году в Хабаровске организовали массовую прогулку одновременно для 3000 экскурсантов! Причем только по линии одной турфирмы «Вояж» с 1999 по 2006 годы в круизах принимали участие группы иностранных туристов из Австралии, США, Франции, Канады, Таиланда, Японии, Германии.

Сегодня ситуация в корне изменилась, и популярные раньше прогулки по знаменитой азиатской реке перестали пользоваться массовым успехом. Как отметил министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области Игорь Горевой, в 70-80 годы прошлого века круизы по Амуру собирали по 5 тысяч человек в год. Причем, до 50% туристов приезжали на Дальневосточную землю из европейских городов России.
 
«За последние 20 лет круизный туризм в нашем регионе деградировал. Причина в изношенности флота. Регулярного круизного туризма по Амуру сейчас нет. Только изредка заказывают прогулки для групп, а недавно в 2013 году здесь проходила экспедиция Русского географического общества (РГО)», - сказал министр.

По его словам, сегодня существуют два пути развития круизного сегмента: без помощи государства и с его поддержкой. Пока все идет само собой, то есть по первому варианту и исключительно с использованием частных инвестиций. Глава министерства уверен, что уникальные проекты «Золотая миля» и «Маленькая Венеция» помогут возродить речной туризм по Черному Дракону и привлекут в Дальневосточный  регион дополнительные потоки туристов.
 
Как считает представитель Объединения международной интеграции в туризме «Мир без границ», член РГО Владислав Чернов, развивать круизный туризм на Амуре будет сложно без решения вопроса о безвизовом посещении городов на берегах Амура на срок до 72 часов для иностранных туристов. «Необходимо также дать круизным судам возможность захода во все амурские порты и пристани на трансграничном участке Амура, в том числе и вокруг Большого Уссурийского острова», - подчеркнул он.

Усилили сотрудничество

В рамках прошедшего в городе Хэйхэ «Russian Tourism Road Show» в Китае состоялось подписание соглашения между НП ОМИТ «Мир без границ» и Китайским Банком Харбина о содействии развитию сотрудничества между Россией и Китаем в финансовой сфере, продвижении банковских и финансовых услуг в туристической отрасли. Свои подписи под документом поставили заместитель исполнительного директора «Мир без границ» Светлана Пятихатка и директор международного отдела Банка Харбина Чи Хон Ши.

Примечательно, что Банк Харбина, по словам г-на Хон Ши, планирует до конца 2013 года установить в Хэйхэ пункты обмена валюты, где можно будет поменять рубли на юани и наоборот. Соответствующее соглашение один из крупнейших банков Китая уже заключил с местным банком города. Такие же терминалы появятся и в других городах Поднебесной.

Кроме того, в заключение «Russian Tourism Road Show» были подписаны итоговые документы и соглашения, а также озвучена Декларация о создании партнерского союза туристических регионов России и Китая. Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский и заместитель руководителя Государственного управления по делам туризма КНР г-н Ву Вэньсюэ подписали меморандум Третьего форума по сотрудничеству в сфере туризма между регионами России и Китая и «Russian Tourism Road Show».
 
           
Комментарии

Материалы по теме