Путешествия на поезде: сегодня и завтра

Адриана Смирнова, 30.08.2013 11:29
Просмотров: 38035
Железнодорожный туризм в России находится в процессе становления. Лишь недавно на рынке появились предпосылки к возрождению этого популярного в советское время вида путешествий. Журнал TRN решил выяснить, что на сегодняшний день предлагается в этом сегменте и насколько высок спрос на железнодорожный продукт.

Турпоезда выходного дня


В прошлом году по инициативе Федеральной пассажирской компании был запущен проект «Пять пятниц», ориентированный на возрождение железнодорожных туров выходного дня. В рамках подобных путешествий туристы отправляются в туристическую поездку на небольшие расстояния по близлежащим регионам. Так, в 2012 году турпоезда отправились по различным маршрутам из Самары, Пензы, Нижнего Новгорода и Челябинска.

«Пять пятниц» осуществляется при сотрудничестве с региональными органами власти и местными турфирмами. В частности, в проекте приняли участие самарская турфирма «Профцентр», Нижегородская туристическая компания Ольги Романовой и «Челябинское бюро международного туризма». В этом году проект будет продолжен.

Отметим, что стоимость путевки на турпоезд на 30% ниже, чем проезд в обычном купейном вагоне.

«Турпоезда позволяют предложить комплексный, экономичный продукт, совмещающий перевозку, экскурсионную программу, размещение, питание. В условиях утраты традиций путешествий на поезде, мы с большим трудом восстанавливаем сейчас этот обычай. Такие поезда мы не можем запускать на регулярной основе, продажи путёвок открываются за полгода до отправления, чтобы заполнить состав»,- говорит генеральный директор «РЖД Тур» Сергей Ильягуев.

Многие компании формируют турпоезда под событийные мероприятия, поскольку это пользуется спросом у туристов. Например, в прошлом году были организованы путешествия на поезде на реконструкцию Бородинского сражения.

На рынке туристических услуг сегодня есть и другие предложения в сегменте железнодорожных путешествий. К примеру, компания «Дельтакопия» занимается развитием проекта «Ретропоезд» и организует поездки на старинных поездах на паровой тяге. В ассортименте фирмы представлены программы различной продолжительности по Москве и другим городам страны. В «Дельтакопии» отмечают, что ретропоезда востребованы в сегменте корпоративных услуг. Крупные компании зачастую бронируют старинные паровозы для проведения своих мероприятий. Также популярно проведение на ретропоезде банкетов, выпускных вечеров, юбилеев.

Железнодорожный оператор сотрудничает с туристическими компаниями и предлагает представителям индустрии либо заказать целый поезд и формировать его по своему усмотрению и нести полную ответственность по его заполнению, либо выступить в качестве агентства и продавать определённое число мест в поезде.

Продукт для зарубежного рынка

В 2014 году «РЖД Тур» планирует запуск поезда под рабочим названием Imperial Russia Train, который ориентировочно будет следовать по маршруту Москва-Пекин.

«Мы намерены развивать по Транссибу новые виды перевозок. Imperial Russia Train будет соответствовать всем потребностям иностранных туристов, но ценовой сегмент мы постараемся сделать ниже»,- сказал он.

В настоящее время по Транссибирской магистрали курсирует известный на зарубежном рынке поезд «люкс» класса «Золотой орел», стоимость поездки в котором составляет несколько тысяч долларов. В этом году у российских туристов появилась возможность путешествовать на этом поезде, а ранее он был ориентирован исключительно на иностранцев.

По словам заместителя генерального директора ОАО «ФПК» Владимира Каляпина, это первый эксперимент «РЖД-тур» по привлечению российских граждан на поезд «Золотой орёл», но подобные перевозки планируются и в дальнейшем.

«Ещё предстоит разработать концепцию тура для россиян. Думаю, что российским путешественникам было бы интересно узнать лучше окрестности озера «Байкал». Мы планируем популяризировать поездки на туристических поездах по России, и намерены организовывать их по маршрутам, которые будут разработаны непосредственно для наших туристов»,- говорит Владимир Каляпин.

За два последних рейса в этом году в путешествие на «Золотом орле» отправились 14 россиян.
По словам Сергея Ильягуева, за шесть лет существования «Золотого орла» проект полностью окупился, – загрузка поезда традиционно составляет не менее 85-90%.

Железнодорожное будущее «Русского севера»

В 2014 году на российском и зарубежном рынках туристического бизнеса планируется запустить проект «Русский север»- межрегиональный турпоезд «Северное сияние», который будет следовать по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Великий Новгород – Микунь – Троицко-Печорск – Ярославль – Москва.

«Круизный поезд должен представлять собой своеобразный аll inclusive на колесах. Потребуется специальное обучение персонала, ведь в туристическом поезде должны работать не просто проводники, а проводники-гиды. По нашим оценкам, на вывод такого сложного продукта на рынок туристических услуг потребуется от 2 до 3 лет и серьезные вложения, причем, не только финансовые», – уверен генеральный директор ООО «РЖД-Тур» Сергей Ильягуев.

Проект осуществляется совместными усилиями правительства республики Коми, «РЖД-тур» и регионов, через которые проходит маршрут поезда. По мнению министра экономического развития Республики Коми Антона Фридмана, «Русский Север» будет служить одним из инструментов для работы с въездным турпотоком и расширением туристических возможностей регионов России.

РЖД и турбизнес

В июне этого года был подписан Меморандум о сотрудничестве между «ФПК», «РЖД Тур» и туристическими компаниями: «Лабиринт», «ПАКТУР», DSBW, «Квинта-Тур».

Дочерней компании ФПК – «РЖД Тур» отведена роль консолидатора и организатора путешествий во взаимодействии с турбизнесом.

«Мы рассматриваем Меморандум, как первый шаг в нашей общей работе в сфере туризма по созданию туристических продуктов с железнодорожной составляющей. В ближайших планах восточная и западная Европа, традиционно емкие туристические направления, особенно востребованные россиянами в периоды массового отдыха»,- говорит Сергей Ильягуев.

Одной из задач соглашения стало формирование комплексного туристического продукта по направлению РоссияФинляндия в зимний период 2013-2014 годов.

Ожидается, что договоренности, заключенные РЖД и турбизнесом, позволят увеличить пассажиропоток в Финляндию на 15%.
Стоит подчеркнуть, что некоторые туроператоры отправляют чартерные поезда и на новогодние праздники. Например, компания DSBW в этом году организует два чартерных поезда.

«В партнёрстве с «РЖД» мы запускаем поезда в Финляндию на Новый год и Рождество: «Лапландский экспресс» до Рованиеми и «Финская сказка» до Куопио», - сообщила TRN руководитель скандинавского отдела компании Ирина Палёнова. По ее словам, в этом году раннее бронирование новогодних праздников в Финляндию стартовало раньше обычного – в июне.

По экспертным оценкам, рынок железнодорожного туризма стабильно растет в среднем на 3–5% в год. Стоит отметить, что в 2011 году Международная система поиска авиабилетов Momondo.ru провела опрос среди пользователей Рунета, в результате которого выяснилось, что страх перед перелетом испытывает почти треть респондентов – 31%. При этом, каждый пятый из них – 22% – заменяет самолет альтернативными видами транспорта.
 
Комментарии