Железнодорожный круиз – назад в будущее

Алина Хорошева, 04.04.2013 10:18
Просмотров: 18142

Республика Коми выступила инициатором уникального проекта по организации так называемого железнодорожного круиза «Русский Север». Презентация проекта и обсуждение возможностей его реализации состоялось в рамках выставки "Интурмаркет-2013" в середине марта. По итогам двухчасового разговора стало ясно – интерес со стороны администраций регионов есть, турбизнес планирует принимать в проекте активное участие, железнодорожники готовы оказывать всяческую поддержку, а значит, есть все шансы на то, что продукт появится на рынке.

На сегодня определен только «скелет» проекта. Варианты маршрутов и механизмы их реализации пока обсуждаются, однако, разработчики уверены, что в круизе должно быть задействовано множество российских северных городов. Предполагается, что к осени 2013 года проект будет четко очерчен по всем основным параметрам. Это позволит представить его на профессиональной выставке турбизнеса World Travel Market, которая пройдет в Лондоне с 4 по 7 ноября.

Проект «Русский север»

Как предполагается, 2013 год разработчики потратят на подготовку необходимой проектно-сметной документации, проработку маршрутов, согласования, отладку механизмов, стыковку между участниками процесса. Если все будет складываться удачно, на рынок этот продукт может быть запущен уже в 2014 году. Перед стартом планируется "обкатать" круиз в ходе пресс-туров для журналистов и «рекламников» для представителей бизнеса.

По мнению заместителя генерального директора «Федеральной пассажирской компании» (ФПК) Андрея Калибердина, будет правильным не только создать варианты маршрутов, но и предложить несколько разновидностей круиза.

«Круизный поезд должен представлять собой своеобразный аll inclusive на колесах. Потребуется специальное обучение персонала, ведь в туристическом поезде должны работать не просто проводники, а проводники-гиды. По нашим оценкам, на вывод такого сложного продукта на рынок туристических услуг потребуется от 2 до 3 лет и серьезные вложения, причем, не только финансовые», – уверен генеральный директор ООО «РЖД-Тур» Сергей Ильягуев.

По расчетам специалистов компании, оптимальным должен стать следующий маршрут проекта «Русский Север»: Москва – Санкт-Петербург – Великий Новгород – Микунь – Троицко-Печорск – Ярославль – Москва.

По словам генерального директора «Корпорации по развитию туризма республики Коми» Юлии Рыбаковой, на территории, которая будет вовлечена в проект, находится множество объектов, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В их числе исторический центр Санкт-Петербурга и пригороды, ансамбль Кижского погоста, Новгород и окрестности, Соловецкие острова, девственные леса Коми, Ферапонтов монастырь – в Вологодской области, Куршская коса.

В свою очередь, генеральный директор Городского туристско-информационного центра Санкт-Петербурга Нана Гвичия отметила, что северная столица готова активно присоединиться к масштабному проекту.

Поддержал ее и глава комитета по туризму Новгородской области Сергей Флюгов, однако, он заметил, что «никакой российский регион сегодня не в силах надолго задержать туриста на своей территории, действуя в одиночку». Он также предложил разработать тур, программа которого пересекалась бы со школьной программой, что позволит «подтянуть к продукту дополнительную категорию туристов».

Юлия Рыбакова назвала это отличной идеей и добавила, что в последние годы современная молодежь практически не путешествует по стране. «То есть мы рискуем получить поколение россиян, не знающих свое государство», – сказала она.

Как было раньше?

По данным на 1983 год, в СССР действовало около 1600 туристских железнодорожных рейсов. Туристический поток в сегменте железнодорожного турбизнеса в России составлял порядка 650 тыс. человек ежегодно. При этом путешествия длились от одного дня до месяца, а то и более. Особой популярностью пользовался маршрут «Транссоюзное железнодорожное путешествие». Он стартовал во Владивостоке и проходил через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллин, Вильнюс, Киев и Крым.

Однако после развала СССР многие железнодорожные маршруты «угасли».

Зарубежный опыт

Несмотря на то, что в Советском Союзе путешествия по железной дороге пользовались большим спросом, а стало быть, опыт организации этого непростого дела у нас имеется, современный туризм диктует особые требования к созданию таких турмаршрутов. Поэтому в проекте «Русский Север» планируют использовать передовой опыт Германии, начиная с 30-х годов прошлого века создавшей более 80 тематических туристических маршрутов по железной дороге.

Как подчеркнула Юлия Рыбакова, «наиболее популярные маршруты в Германии основаны на историческом, архитектурном, природном и гастрономическом наследии, что является идентичным по отношению к ресурсам Петергофской дороги». В числе самых раскрученных маршрутов Германии – «Немецкая винная дорога» протяженностью 85 км, «Романтическая аллея» – 336 км, «Дорога замков» – 1000 км и «Высокогорная Шварцвальдская дорога» – 60 км.

«Опыт немецких предпринимателей для нас важен с точки зрения технологий управления стандартами качества туристических услуг, оказывающих огромное влияние на качество и популярность турпродукта в Германии. Для России, которая активно занимается формированием новых турпродуктов, опыт немецкого бизнеса позволит повысить их качество и включиться в глобальный туристический рынок на условиях равноправного партнерства», – подчеркнула Юлия Рыбакова.

Надо отметить, что путешествия по «железке» не теряют актуальности во всем мире. Сегмент этот активно растет с каждым годом, и существуют туры, давно завоевавшие признание со стороны туристов. В том числе круиз «Голубой экспресс» (Южная Африка), проходящий по маршруту Кейптаун – Йоханнесбург. Это в своем роде роскошный джентльменский клуб на колесах.

Путешествие по Юго-Восточной Азии «Восточный экспресс» – это знакомство с достопримечательностями Сингапура, Куала-Лумпура, Пенанга, Бангкока.

Европейский маршрут «Восточный экспресс» представляет собой путешествие из Лондона в Венецию в уютных винтажных вагонах.

Так называемый «Дворец на колесах» следует по территории Индии. Во время путешествия туристы посещают Агру, Тадж-Махал, Джайпур, Удайпур, Раджастан.

Тур «Королевский шотландец» по западным высокогорьям Шотландии из Эдинбурга в Маллэг – это довольно дорогое путешествие, предполагающее знакомство с культурой Шотландии – ее кухней, сувенирами и промыслами.

Аналоги в России

Согласно статистике, железную дорогу в России в качестве транспортного средства выбирают более 40% пассажиров. Эксперты уверены, что и у железнодорожных путешествий как сегмента туристической отрасли есть большое будущее. Определенные успехи по разработке и запуску маршрутов есть уже сегодня.

К примеру, тур «Великий шелковый путь», проходящий по маршруту Ашхабад – Астана и длящийся 14 дней, уже полюбился туристам. В его рамках путешественники посещают 7 городов, внесенных в список наследия ЮНЕСКО.

Также на рынке был заявлен VIP-тур «Золотой Орел» – Москва – Казань – Екатеринбург – Иркутск – Порт Байкал – Улан-Уде – Улан-Батор. Его инициировали ОАО «РЖД», ООО «РЖД-тур», GW Travel Limited, ГК «Транссибирский экспресс» и ООО «НПП Циркон-Сервис».
Туристам предлагаются купе с роскошными интерьерами, высокий сервис, блюда национальной кухни и насыщенная экскурсионная программа. К слову, организация такого путешествия стоит около 470 тысяч рублей.

Еще один продукт, презентованный в России – «Сибирская железнодорожная одиссея», авторами и инициаторами которого выступили ООО «РЖД-тур» и ООО «Интурист». Поезд проходит по международному маршруту Москва – Казань – Екатеринбург – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Улан-Батор – Эрлянь – Пекин.

Помимо этого, на базе подвижного состава поезда «Александр Невский» в 2011 году стартовал проект Trans-Siberian by «IMPERIAL RUSSIA». Это уникальный маршрут с выездом из Санкт-Петербурга. Кстати, туристическая программа проекта целиком посвящена 400-летию дома Романовых. На первом этапе было отправлено 5 рейсов, а общий турпоток на маршруте составил 1262 человека, в 2012 году был сформирован уже 21 рейс, в ходе которого перевезено в общей сложности 4802 туриста. Ожидается, что в 2013 году поток возрастет до 5 490 человек, а количество туров – до 24. Как уточнил генеральный директор ООО «РЖД-Тур» Сергей Ильягуев, главные рынки сбыта этого продукта – Европа, страны Латинской Америки и Азия.

Кроме того, уже довольно активно на российском рынке в рамках проекта «Пять пятниц» представлены туры выходного дня: Самара – Москва, Самара – Пенза, Самара – Нижний Новгород.

Также в начале ноября 2012 года «ТК Романовой Ольги» и «РЖД Тур» запустили совместный проект – туристический поезд по маршруту Москва – Нижний Новгород – Москва. Первый чартерный отдельный поезд отправился в путь 3 ноября и вернулся в столицу 5 ноября.
В стоимость тура входят железнодорожные билеты, постельное белье, торжественная встреча на вокзале Нижнего Новгорода, полное транспортное обслуживание на комфортабельных автобусах, трехразовое питание, экскурсии, входные билеты в музеи, работа гида, подарки от туроператора и страховка.

Поезд привозит туристов в Нижний Новгород, а оттуда они отправляются группами по отдельным программам. В том числе «Один день в Нижнем Новгороде», «Дивеево – четвертый Удел пресвятой Богородицы» (Арзамас – Дивеево – Суворово), «Семенов – столица золотой хохломы», «Золотая осень в Большом Болдине» (Арзамас – Большое Болдино), «В город мастеров – Городец».

Рассказывая на презентации об опыте Коми, министр экономического развития региона Антон Фридман подчеркнул, что правительство республики в рамках проекта «Северное Сияние» два года назад выкупило и полностью переоборудовало 4 вагона повышенной комфортности. Гостиница на колесах пока стоит в тупике и ждет своего часа. Вагоны отлично оснащены и предназначены для длительных путешествий на большие расстояния.

Однако стоит добавить, что активное бронирование многих запускаемых в России туристических поездов характерно лишь для первого этапа реализации того или иного проекта. Потом интерес к поездкам теряется, и поезда едва удается загрузить. По словам представителя ФПК, с некоторыми турами так произошло из-за недостатка государственных дотаций.

В пользу сегмента…

В 2011 году Международная система поиска авиабилетов Momondo.ru провела опрос среди пользователей Рунета, в результате которого выяснилось, что страх перед перелетом испытывает почти треть респондентов – 31%. При этом, каждый пятый из них – 22% – заменяет самолет альтернативными видами транспорта.

В числе главных причин аэрофобии – ненадежность самолетов и частые авиакатастрофы, отсутствие на борту персональных средств спасения, личные страхи и недоверие к пилотам. Эти данные еще раз говорят о большом потенциале железнодорожного туризма...

Тенденции

По экспертным оценкам, российский рынок железнодорожного туризма стабильно растет в среднем на 3–5% в год. Среди основных причин – довольно высокая стоимость турпакета на базе авиационной перевозки и проживания в отелях, связанная с большими издержками на топливо, инфраструктуру и обслуживание.

Железнодорожные туры однозначно привлекательны для туристов с высоким экологическим сознанием, а также интересны европейцам, американцам и гражданам государств, в которых нет железных дорог. Так, например, путешественники из Турции пристрастились к вояжу по Транссибу – поездка длится долго, что позволяет гостям почувствовать страну, многое увидеть.

Комментарии