Как привести деловой туризм в регионы?

Сергей Владимиров, 08.11.2013 14:12
Просмотров: 25851
По оценке WTTC, российский рынок делового туризма будет расти с $6,5 до $18,4 млрд. в 2020 году, увеличиваясь на 6% в год. Глобальный рынок возрастет с $820 млрд. в 2010 до $1600 млрд. в 2020 году с темпом 4,3% в год. Однако на состоявшемся в Петербурге заседании Центрально-Европейского отделения Международной ассоциации конгрессов и съездов (ICCA) эксперты отметили, что многие города России обладают большим потенциалом в сегменте MICE, но по ряду причин используется он крайне неэффективно. Журнал TRN выясняет, почему…

К примеру, по итогам 2012 года Петербург в мировом рейтинге городов, принимающих международные конгрессные мероприятия, поднялся на 19 позиций, однако пока он занимает лишь 60-е место в мире. В прошлом году город принял только 38 мероприятий, учитываемых международной статистикой. При этом в таких городах как Вена или Париж их насчитывают около двух сотен в год.

По экспертной оценке, одной из основных причин, препятствующих развитию делового туризма в стране, является отсутствие системы конвеншн-бюро (КБ). Таковых по всей России наберется не больше десятка. При этом основной проблемой, мешающей появлению самих КБ, эксперты считают отсутствие твердой поддержки со стороны туристических дестинаций, ради продвижения которых они и создаются.

Образцы для подражания

Что такое конгрессное бюро? Как правило, это маркетинговая структура, основной задачей которой является продвижение дестинации (города, региона, страны): она появляется тогда, когда есть соответствующая деловая туристическая инфраструктура и желание ее загружать. Фактически это инструмент, благодаря которому дестинация развивает деловой туризм.


Первое КБ появилось еще в 1895 году в Детройте, благодаря чему город быстро превратился в крупный деловой центр. В качестве современного примера можно упомянуть конгрессное бюро Стокгольма: после его появления количество проводимых в столице Швеции международных конгрессов, соответствующих критериям ICCA, в течение нескольких лет увеличилось на 30%. В Стокгольме доход от конгрессной деятельности составляет 20% всего дохода от въездного туризма, поскольку средний уровень расходов делегата международного конгресса составляет $346 в сутки (обычный турист тратит от $100-200).

Сама необходимость организации КБ объясняется не только тем, что это выгодно с точки зрения экономики. Наибольший доход приносят крупные конгрессы международных ассоциаций, место проведения которых выбирается на конкурсной основе.

Однако участвовать в конкурсах могут лишь КБ городов или регионов, которые готовят исчерпывающую тендерную документацию: только после выбора места заказ передается профессиональному организатору конгрессов. Неудивительно, что КБ в Европе сейчас имеются как в столицах, так и в относительно небольших городах. В Вене, например, городское конгрессное бюро располагает бюджетом в 16 млн. евро, а в небольшом чешском городке Оломоуц – 170 тыс. евро.

Как правило, европейские КБ организованы в виде некоммерческого партнерства (НП) с участием и при ведущей роли властей города. Обычно они объединяют от 20 до 100 членов. В финансировании основная доля приходится на бюджет города или региона: она составляет от 50 до 80% бюджета КБ. Остальные деньги собирают в виде ежегодных взносов с членов КБ, которые могут быть пропорциональны оборотам или сфере деятельности участников.

По своему пути

Подобные структуры в России выглядят по-разному, однако результаты их деятельности примерно одинаковы.

Первое КБ в нашей стране появилось в Сочи еще в 2002 году, а в Екатеринбурге похожий проект реализуется с 2007 года при непосредственном участии и по инициативе Комитета по внешним связям администрации города. В настоящее время в конгресс-бюро Екатеринбурга (КБЕ), работающего в виде некоммерческого партнерства (НП), входит 21 компания – от организаторов мероприятий (PCO, DMC) до площадок и турфирм. В Петербурге КБ в составе Городского туристско-информационного бюро появилось в 2008 году и действует до сих пор, находясь в структуре казенного госучреждения. Ярославское конвенш-бюро и Конгресс визит бюро Сочи, как и уральское, существуют в форме НП, объединяя несколько десятков заинтересованных в развитии MICE-туризма предприятий.

В Москве конгрессно-выставочное бюро (КВБ), учрежденное местным правительством только в августе 2013 года, организовано в форме автономной некоммерческой организации (АНО).

«При этом в состав высшего коллегиального органа управления КВБ, Наблюдательного совета, входят представители органа власти, учреждающего организацию. - комментирует TRN тему директор КВБ Москвы Ксения Бойкова. – А вот состав Попечительского совета сформирован из экспертов конгрессно-выставочной отрасли».

Корни проблем

«В рамках существующих в России законов мэрия города не может стать учредителем КБ в случае, если его правовой формой является некоммерческое партнерство. А бизнес-сообщество при отсутствии государственных гарантий чаще всего финансировать подобного рода организации не готово», – констатирует Ольга Зайкова, директор департамента туризма и конгрессной деятельности Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ).

В результате многие города России не могут найти организационную форму, которая бы устроила и город, и бизнес. Например, в «Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Москве на 2013-2015 годы» читаем, что «создание конгрессного бюро в форме органа исполнительной власти исключается, поскольку законодательством не предусмотрена координация или управление государством деятельностью предпринимателей в этой сфере экономики, а задача координировать деятельность всех организаций не может быть эффективно решена государственным учреждением».

«Наиболее оптимальна форма, когда правительство региона является партнером КБ, «вкладываясь» финансово, – уверена Наталия Фролова, исполнительный директор Ярославского КБ. – Исходя из зарубежного опыта, пропорции могут составлять 80 на 20% или 70 на 30% (первая часть – правительство, вторая – бизнес). Таким образом, у конгресс-бюро появляется гораздо больше возможностей для реализации своих целей и задач».

С ее мнением согласна и Ольга Зайкова. «Наиболее эффективны конгрессные бюро, учрежденные мэрией при участии торгово-промышленной палаты и бизнес-сообщества в виде частно-государственного партнерства, – считает она. – Примером могут служить КБ Вены, Парижа или Барселоны: другие формы менее эффективны».

Однако из-за законодательных сложностей три из пяти действующих сейчас в стране КБ являются некоммерческими партнерствами, в Петербурге его «обязанности» исполняет отдел конгрессной деятельности в структуре госучреждения, а в Москве – автономная некоммерческая организация.

Новые попытки развивать деловой туризм и организовать нужное для этого КБ зачастую сводятся к тому, что часть его функций берет на себя туристско-информационный центр (ТИЦ). Так, например, случилось с недавно образованным Визит-центром «Смоленский терем». Соответственно статусу происходит и финансирование: в Питере это исключительно бюджетные деньги, а в других случаях КБ живут на средства учредителей и взносы участников НП. В результате, даже с учетом поддержки со стороны властей, российские КБ располагают крайне скудным бюджетом, никак не сравнимым с зарубежным аналогом. КБ Лондона, к примеру, ежегодно получает правительственный грант в размере 1 млн. фунтов стерлингов, – о таких деньгах российским КБ остается лишь мечтать.

Вместе с тем есть и другая точка зрения. Сергей Шуклин, руководитель проекта Конгресс визит бюро Сочи, полагает, что функции КБ может взять на себя комитет или управление по туризму в администрации или похожая структура, а также крупный оператор.

«Главное, чтобы эта структура соблюдала интересы всех сторон. – говорит он. – Сейчас проблема нередко состоится в том, что непонятны правила игры и часто под видом красивых брендов и объединений «всплывают» чьи-то личные интересы. Однако предвзятости или лоббирования здесь быть не должно».

С его оценкой перекликается и мнение Светланы Гариповой, председателя Совета Конгресс-бюро Екатеринбурга. «Для России такая структура как конгрессное бюро пока мало понятна в бизнес-кругах, в силу чего его позиционирование требует значительных организационных усилий. – полагает она. – Не секрет, что любая ассоциация, объединяющая игроков рынка, сталкивается с конфликтом интересов».

Этот подход разделяют и в Ярославле. «Некоторые партнеры КБ, находящиеся в одной бизнес-нише (например, гостиницы одинаковой категории), потенциально видят друг в друге конкурентов, поэтому опасаются вступать в партнерство, – констатирует Наталия Фролова. – Те же, кто уже находится в составе КБ, с недовольством смотрят на потенциальное пополнение».

А Ольга Зайкова дополняет коллег, говоря, что «одной из трудностей создания КБ в России является отсутствие опыта и ясного понимания того, как надо грамотно продвигать конгрессные и туристические возможности города».

Кстати, в Ярославском КБ при его государственной регистрации в Минюсте столкнулись с тем, что в российском профильном законе понятия «деловой туризм» нет вовсе…

Выгодно для всех

А есть ли вообще необходимость в создания таких бюро в России? Чем для клиента обращение в него выгоднее?

«Для заказчика выгоднее работать с КБ: мы представляем собой «одно окно», в которое можно обратиться, получив объективную информацию о возможностях города, – объясняет Наталия Фролова. – Потенциальные клиенты уровня крупных корпораций и ассоциаций предпочитают общаться с партнерством, статус которого подтвержден опытом и поддержан органами власти».

Об этом же говорят и в Москве. «Первоочередная задача – создать «единое окно» для инициаторов мероприятий, способное обеспечить потенциальных клиентов всей необходимой информацией о конгрессно-выставочных возможностях Москвы и помочь спланировать мероприятие с привлечением наиболее квалифицированных подрядчиков и насыщенной культурной программой», – констатирует директор КВБ Москвы Ксения Бойкова.

При этом КВБ выступает в качестве объективного и нейтрального консультанта, не зависящего от каких-либо коммерческих интересов, и предоставляет услуги инициаторам мероприятий на безвозмездной основе, поскольку его основная задача – продвижение российской столицы как MICE-дестинации и привлечение крупных международных мероприятий.

Как считает Сергей Шуклин, «если говорить о международном рынке MICE, КБ просто необходимо».

«Грамотная маркетинговая политика КБ при законодательной, информационной, организационной и финансовой поддержке партнеров обеспечивает городам лидирующие позиции в сфере MICE-индустрии, – дополняет его Ольга Зайкова. – В конечном счете, это благоприятно сказывается на их социально-экономическом развитии, так как увеличивается доходная часть бюджетов, создаются новые рабочие места и решаются социальные проблемы». «Для того чтобы действующие и будущие КБ в России стали успешными, нужны консолидация усилий власти и бизнеса, а также понимание общих целей и задач в развитии туристической индустрии и продвижении своей дестинации», – уверена Светлана Гарипова.

При этом все эксперты констатируют, что необходим четкий план действий, а также демонстрация того, насколько появление КБ будет выгодно как для города (региона), так и для бизнес-сообщества.

Согласно статистике Международной ассоциации конгрессов и съездов (ICCA) за 2012 год, первое место по количеству проведенных конгрессных мероприятий занимает Вена (195), на втором Париж (181), третье – у Берлина (172), четвертое – у Мадрида (164), а пятое занимает Барселона (154 мероприятия).
 
Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle