Что ждет рынок онлайн-бронирования отелей в России

Павел Гурвиц, 06.05.2013 16:09
Просмотров: 25672

Как уверенно отмечают эксперты, в Россию пришел бум онлайн-бронирования. Все больше людей уходит от классических туроператоров и формирует свои путешествия самостоятельно. Журнал TRN публикует материал о тенденциях развития одного из сегментов стремительно растущей индустрии – рынке онлайн-бронирования отелей России и мира.

Объемы рынка сегодня

Если еще несколько лет назад рынок онлайн-бронирования отелей был невелик, то в последние годы объемы продаж средств размещения в сети Интернет активно растут.

Так, по словам президента и одного из основателей компании ostrovok.ru Кирилла Махаринского, в 2012 году около 10% российских туристов воспользовались услугами онлайн-бронирования отелей. «В 2013 году, по нашим прогнозам, этот уровень составит 15%», - говорит эксперт.   

По мнению руководителя операционного отдела oktogo.ru Ольги Фаваризовой, российский рынок онлайн-бронирования отелей будет расти на 40-50% ежегодно в течение нескольких следующих лет и уже в этом году составит 2 миллиарда долларов. Между тем в Европе и США каждое второе путешествие совершают туристы, забронировавшие гостиницу самостоятельно. При этом, помимо поиска отелей, путешественники все чаще ищут альтернативные варианты размещения, – апартаменты или хостелы.

…И завтра

Большинство участников рынка считают, что у локальных игроков есть ряд преимуществ перед такими гигантами онлайн-бронирования как booking.com или expedia.com.

«Мы растем из B2B рынка. В этом наше отличие и специфика. Мы локальнее - у нас есть агенты во всех крупных городах бывшего СССР. Соответственно клиенты, оформив бронь на сайте, могут прийти в агентство в своем городе и не только оплатить бронь, но и получить квалифицированную помощь. Мы работаем в российском правовом и бухгалтерском поле, а это важно для корпоративных клиентов. Кроме того, оказываем визовую поддержку, что также имеет большое значение», - говорит управляющий директор HotelDiscount Андрей Котельников.

Большинство OTA (online travel agency) в качестве своих ключевых преимуществ отмечают круглосуточную службу поддержки, визовую помощь (для тех сервисов, которые её предоставляют), а также команду квалифицированных менеджеров-консультантов, помогающих туристам подобрать отель.

Как подчеркивает Кирилл Махаринский, «победа локальных игроков с хорошим продуктом и сервисом – мировая тенденция. Взять, к примеру, Китай, Индию, Бразилию». «Локальный игрок имеет преимущество перед глобальным участником рынка туристических услуг, поскольку  лучше разбирается в местных нюансах. У нас служба поддержки клиентов не просто помогает подобрать и забронировать отель, но и проконсультирует по поводу получения виз, посоветует самый уютный отель в любой стране. Поэтому туристы, впервые сделав брони у нас на сайте, возвращаются снова», - считает руководитель ostrovok.ru

Метапоисковики пока в меньшинстве  

На рынке онлайн-бронирования авиабилетов значительную долю продаж «забирают»  метапоисковики. В том числе aviasales.ru, momondo.com, skyscanner.com. Новости гостиниц сообщают, что этот тренд еще только набирает силу. Недавно появились русифицированные сайты hotelscombined.com или trivago.com, а в начале текущего года aviasales.ru объявил о создании своего собственного метапоисковика отелей hotellook.ru.

По мнению директора по корпоративным связям компании booking.com Аноески Ван Лювен, пока на метапоисковики приходится незначительная доля бронирований.

Кирилл Махаринский также утверждает, что по опыту компании ostrovok.ru, на сервисах сравнения цен осуществляется не более 7% бронирований. При этом клиенты, пришедшие с таких ресурсов, реально бронируют чаще, чем туристы, посещающие сайты бронирования гостиниц.

Как продвинуться на «новом» рынке?

Журнал новостей туризма TRN, в частности, заинтересовало, какие каналы продвижения продукта планируют применять крупнейшие игроки рынка Интернет-продаж гостиниц.

Ольга Фаваризова отмечает, что для oktogo.ru лучший способ продвижения  - это Интернет-поисковики, на которых туристы ищут основную информацию для своего путешествия.

Кроме того, к активным инструментам продаж эксперты относят мобильные приложения для iPhone и Android, а также продвижение через социальные сети: facebook, vkontakte, twitter.

С точки зрения Кирилла Махаринского, мобильные платформы служат отличным источником трафика.

«Полгода назад мы запустили мобильное приложение и уже видим первые результаты. Мобильные устройства стали не просто атрибутом жизни каждого человека, а открыли новые возможности для взаимодействия с интерфейсом. Поэтому мы активно работаем над версией Ostrovok.ru для iPad, которая позволит нашим пользователям еще удобнее и быстрее бронировать отели по всему миру», - говорит президент ostrovok.ru. Социальные медиа, по его мнению, генерируют незначительный объем продаж, а служат, скорее, средством общения с клиентом, формирования его лояльности к сервису и управления ею.

По мнению экспертов компании booking.com, мобильные и социальные сервисы помогают путешественникам лучше продумать и подготовить свое путешествие. Представитель booking.com также сообщил TRN, что в 2011 году через мобильные платформы компании было совершено транзакций на 1 млрд. долларов, то в 2012 году эта цифра утроилась и составила 3 млрд. долларов.

Мы видим, что рынок онлайн-бронирования отелей России развивается стремительными темпами и не отстает от западного по уровню используемых технологий. Возможно, уже через несколько лет, его объемы будут сравнимы с европейским и американским рынками. 

Комментарии