Оклады менеджеров по туризму растут медленно

Алина Хорошева, 09.04.2013 15:27
Просмотров: 10703

В первом квартале 2013 года заработная плата в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса России выросла на 3,13% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Такие данные получены в ходе исследования, проведенного компанией HeadHunter в рамках совместного проекта с Travel Russian News (TRN) «Вакантное место».

Мы снова знакомим своих читателей с актуальными тенденциями рынка труда, связанного с туристическим сектором. В предыдущем материале, посвященному новостям мирового туризма, речь шла об итогах прошедшего 2012 года, результатах января и прогнозах на ближайший период. Сегодня Вашему вниманию представлен анализ состояния рынка в первом квартале текущего года.

В исследовании в качестве примера были задействованы все те же три основоположные позиции: «управляющий гостиницей», «менеджер по туризму» и «менеджер по бронированию».  

Прогнозы оправдались

Как и прогнозировалось в предыдущем исследовании, заработная плата в отрасли продолжает расти - медленно, но верно. Если в первом квартале прошлого года оклад управляющего гостиницей составлял в среднем 66,8 тыс. руб., то в текущем году этот показатель возрос до 101,3 тыс. руб., увеличившись на 33,66%.   

Менеджеры по бронированию, которые в январе стали получать 34,8 тыс. руб., то есть на 16% больше, чем годом ранее, теперь зарабатывают 36,1 тыс. руб. Это на 11,11% больше, чем за аналогичный период прошедшего года.  

Медленнее, чем по другим позициям, растет зарплата менеджеров по туризму. Этим специалистам в первом квартале предлагали средний оклад 31,3 тыс. руб., что на 6,45% больше, чем годом ранее.

Несмотря на то, что в среднем зарплаты в отрасли все-таки выросли, расклад по предлагаемым суммам в сравнении с первым месяцем года не изменился. Так, по-прежнему, самый популярный оклад составляет 20-30 тыс. руб. Такая зарплата предлагается 28% соискателей. От 30 до 40 тыс. руб. работодатели готовы платить 24% специалистов, еще 18% приходится на оклад уровня 40-60 тыс. руб., 13% - 15-20 тыс. руб., 10-15 тыс. руб. заплатят 5% от общего числа соискателей и 1% получит только 5-10 тыс. руб. Оклад в диапазоне 100-300 тыс. руб. в наступившем году предлагался лишь 2% соискателей. На 80-100 тыс. руб. могли претендовать  3% претендентов и 6% специалистов компании готовы были платить 60-80 тыс. руб. При этом, более 300 тыс. рублей компании предлагать не готовы.       

Кто ищет работу в отрасли?

Как и раньше, в сфере туристического бизнеса преобладают женщины – 63% от общего числа соискателей, и 37% приходится на мужчин.

Чаще всего, потенциальные работники  в туризме – это люди в возрасте от 26 до 35 лет. На эту возрастную категорию приходится 40% резюме. Доля молодых специалистов в возрасте 22-25 лет немного сократилась – с 28% (в январе) до 29% в первом квартале, а количество желающих работать студентов – до 22 лет, напротив, увеличилась на 1% и составило 15% от общего числа резюме. На зрелых профессионалов в возрасте 36-45 лет приходится 11% рынка соискателей, на людей в возрасте 46-55 лет - 4%, а «спецы» старше 55 лет, по-прежнему самая немногочисленная категория - только 1%.

Картина, характеризующая опыт соискателей, осталась прежней. Так, не имеют опыта работы в отрасли 14% претендентов, 6 и более лет проработали по профессии 31%, еще 29% являются вполне подготовленными специалистами - 3-6 лет и от 1 года до 3 лет в туризме работали 26% соискателей.

Потоки рынка

Как и в прошлом году, наиболее острая конкуренция в отрасли за место сложилась в Санкт-Петербурге. Согласно hh.индексу, в среднем на одну вакансию там приходилось по 4,3 резюме. Москва на втором месте – 3,5 резюме на одну вакансию.

В Ростове - на-Дону и Новосибирске на одну вакансию приходилось по 2 резюме, в Казани и Екатеринбурге – 1,9, в Уфе – 1,7, в Самаре – 1,6. В Нижнем Новгороде и Воронеже – на место претендовали 1,5 человек. Другими словами, в двух этих городах-миллионниках в первом квартале оказались самые дефицитные специалисты сферы туризма среди российских мегаполисов.

Стоит также отметить, что объемы рынка продолжают увеличиваться. Напомним, всего в 2012 году на hh.ru было размещено 45 404 вакансии в сфере «туризм» по всей России. Согласно последним данным, за I квартал 2013 года на сайте компании «висит» 13 660 вакансий.

При этом, темпы роста числа вакансий значительно превышают прошлогодний уровень. Так, в 2012 году февраль и март были ознаменованы довольно резким падением рынка по отношению к январю в среднем на 14-18%. В первом квартале наступившего года ситуация в корне изменилась, - в феврале прирост количества вакансий по отношению к январю составил 15%, а в марте – уже 34%.   

Напомним, что в прошлом году самый большой рост потока предложений работы в сфере туризма пришелся на период с августа по ноябрь.

Естественно, основная масса вакансий в сфере туризма сосредоточена в Москве. За первые три месяца 2013 года город предложил 4 817 вариантов. Санкт-Петербург «выбросил» на рынок 1670 вакансий, Казань –649, Ростов–на-Дону – 420, Нижний Новгород – 388 предложений, Самара – 322, Воронеж – 317, Екатеринбург – 229, Уфа –210 и Новосибирск – 181вариант.

Комментарии

Материалы по теме